МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации Каменского района
Пензенской области
МОУ СОШ № 9 им. Кирилла и Мефодия
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
МО учителей математики,
физики и информатики
_____________________
Вашунина Л.О
Педагогический совет
Директор МОУ СОШ №9
Протокол №1
от «27» 08. 2024 г.
Протокол №1
от «28» 08.2024 г.
_____________________
Тимакова Н.Г.
_____________________
Данилов И.В.
Приказ №
От «»08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Избранные вопросы математики»
для 9 класса
Рабочая программа разработана учителем
высшей квалификационной категории
Л.О. Вашуниной
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике по теме
«Избранные вопросы математики» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа разработана с целью расширения и углубления знаний учащихся по математике,
подготовке к ГИА. Программа разработана на основе:
-кодификатора требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного
государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 2024 г.
-спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году
основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ.
-демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2024
году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ.
-учебно-методического пособия Математика. 9-й класс.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
1)
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию;
2)
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов, а также на основеформирования уважительного
отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3)
умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
4)
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность прирешении
математических задач.
Метапредметные:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересысвоей
познавательной деятельности;
2)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата,определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
3)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4)
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы;
5)
развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимостьих проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные:
1)
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2)
развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотновыражать
свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить
классификации, логические обоснования;
3)
умение различать высказывания и иные типы
предложений, а также
представлять
сложные
высказывания
как
результат
операций
над
6)
7)
простыми высказываниями;
4)
применение метода математической индукции для доказательства тождеств,неравенств,
соотношений делимости, а также иных задач;
5)
владение
базовым понятийным
аппаратом
по основным
разделам
содержания;
6)
систематические знания о функциях и их свойствах;
7)
практически значимые математические умения и навыки, их применение крешению
математических задач предполагающее умения: выполнение
вычислений с действительными числами; решение уравнений, неравенств, системуравнений и
неравенств; решение текстовые задачи арифметическим способом, спомощью составления и
решения уравнений, систем уравнений и неравенств; использование алгебраического языка для
описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических
моделей; практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми
последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых
вычислений; выполнение тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнение операций над множествами; исследованиефункций и их графиков.
8)
освоение общих приемов решения уравнений, а также приемоврешения
систем;
9)
овладение техникой решения уравнений, неравенств, систем, содержащихкорни,
степени, модули
10) систематизация и развитие знаний о функции как важнейшей математической
модели, о способах задания и свойствах числовых функций, ографике функции как
наглядном изображении функциональной зависимости, осодержании и прикладном
значении задачи исследования функции;
11) получение наглядных представлений о непрерывности и разрывах функций;
иллюстрация этих понятий содержательными примерами; знание о непрерывности любой
элементарной функции на области ее определения; умениенаходить промежутки
знакопостоянства элементарных функций;
развитие графической культуры: умение свободно читать графики, отражать свойства
функции на графике, включая поведение функции на границе ее области определения,
применять приемы преобразования графиков.
12)
Задачи курса:
дать ученику возможность проанализировать свои способности;
помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре, геометрии, реальнойматематики,
за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9 » , «Геометрия 7-9» ;теория
вероятностей;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Научить, максимально эффективно распределять время, отведенное навыполнение
задания
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В
связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги)
личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не
целям учителя).
Для работы с учащимися применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо
этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с
докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего
задания. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита
решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в
Интернете по указанной теме.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его
познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Всего-34 часа;
в неделю-1 час.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
по
плану
Числа и вычисления. Натуральные числа. Арифметические действия. Признаки
делимости
на 2,3,5,9,10. Деление с остатком.
Дроби. Основное свойство дроби. Обыкновенные и десятичные дроби.
Арифметические
действия с дробями.
Рациональные числа. Модуль. Арифметические действия. Сравнение рациональных
чисел.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени.
Иррациональные числа.
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
Зависимость между величинами. Пропорция. Округление чисел.
Алгебраические выражения. Буквенные выражения. Тождество. Преобразование
тождеств.
Степень с целым показателем. Свойства степени с целым показателем.
1
02.09
1
09.09
1
16.09
1
23.09
1
30.09
1
07.10
1
14.10
1
21.10
1
11.11
10.
Многочлен. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного
умножения.
Многочлен. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного
умножения.
Алгебраическая дробь. Действия с алгебраическими дробями.
1
18.11
11.
Алгебраическая дробь. Действия с алгебраическими дробями.
1
25.11
12.
Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
1
02.12
13.
Уравнение с одной переменной. Линейное уравнение. Квадратное. Рациональное
уравнение. Система уравнений. Решение системы.
Уравнение с одной переменной. Линейное уравнение. Квадратное. Рациональное
уравнение.
Система уравнений. Решение системы.
Неравенства. Числовые, линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.
1
09.12
1
16.12
1
23.12
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
14.
15.
Примечание
Факт
16.
Неравенства. Числовые, линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.
1
17.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач.
1
18.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач.
1
19.
Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
20.
Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
21.
Числовые функции. Область определения функции. График функции.
1
22.
Числовые функции. Область определения функции. График функции.
1
23.
Координаты на прямой и плоскости. Координатная прямая. Изображение чисел
точками
координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости. Уравнение прямой, окружности. Координаты
середины отрезка.
Начальные понятия геометрии. Угол, прямая, отрезок.
1
1
28.
Треугольник. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение
прямоугольных треугольников. Внешний угол треугольника. Теорема Пифагора.
Многоугольники. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, трапеция, квадрат
Площади фигур.
Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная.
29.
Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная.
1
30.
Измерение геометрических величин. Площади, объемы фигур.
1
31.
Статистика и теория вероятности.
1
32
Статистика и теория вероятности.
1
33 - 34
Обобщающее занятие.
2
24.
25.
26.
27.
1
1
1
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Ященко. И.В. "Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации" "Просвещение" 2024
2. Сайт « Решу ОГЭ»,Сдам ГИА.
3.Сайт ФИПИ, открытый банк заданий.
Информационно - техническое обеспечение:
Демоверсии 2024- 2025 учебного года находятся на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://fipi.ru ).
Сайт А.А.Ларина http://alexlarin.net/ege.htm l
9 класс. Открытый банк заданий ГИА по математике. ГИА 2024