МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации Каменского района
Пензенской области
МОУ СОШ № 9 им. Кирилла и Мефодия
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
МО учителей математики,
физики и информатики
_____________________
Вашунина
Л.О
Педагогический совет
Директор МОУ СОШ №9
Протокол №1
от «27» 08. 2024 г.
Протокол №1
от «28» 08.2024 г.
_____________________
Тимакова
Н.Г.
_____________________
Данилов
И.В.
Приказ №
От « »08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математический практикум»
для 5 А класса
Рабочая программа разработана учителем
высшей квалификационной категории
Л.О. Вашуниной
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа «Математический практикум» в 5 классах создана на основе заданий Всероссийской проверочной работы.
Цели курса: реализация в объеме 34 часов , качественная подготовка учащихся 5 классов к Всероссийским проверочным работам.
Задачи курса:
контролирующая: выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения
приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с
действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
обучающая: совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в
изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными
прогностическая: получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для
усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения
учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной
деятельности
диагностическая: получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты
диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнит направление дальнейшего
совершенствования методов и средств обучения.
развивающая: стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли и
мышления.
ориентирующая: получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом.
Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления
приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
воспитывающая: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к
регулярному труду, потребности к самоконтроле. Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю
на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов;
устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.
Программа предусматривает отработку наиболее сложных случаев в вычислениях и рассуждениях, приводящих к наибольшему количеству
ошибок, с учетом спецификации контрольных измерительных материалов демоверсии 2025 года для успешного выполнения ВПР по
математике. Умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ВПР.
Актуальность программы:
Современный этап развития общества характеризуется резким подъемом его информационной культуры, модернизацией общего
образования, поэтому приоритет отдается вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности. Развитие, прежде
всего, в таких направлениях, как точность и ясность мысли, высокий уровень интеллекта, воля и целеустремленность в поисках и принятии
2
решений, способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний, умение и желание постоянно
учиться, творческая активность и самостоятельность.
Математическое образование должно подчиняться общей цели: обеспечить усвоение системы математических умений и знаний,
развивать логическое мышление и пространственное воображение, сформировать представление о прикладных возможностях математики,
сообщить сведения об истории развития науки, выявлять образовательные склонности и предпочтения обучающихся.
В условиях ежегодного проведения Всероссийской проверочной работы по математике в 5 классах особенно остро стоит вопрос
подготовки обучающихся к ВПР на дополнительных занятиях с целью повторения и закрепления пройденных тем.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться
развивать свои интеллектуальные возможности и к моменту проведения Всероссийской проверочной работы должны быть готовы без
лишних волнений и стрессов качественно выполнить все задания.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать,
решать задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся 5 классов и предоставляет им возможность
работать на уровне соответствующих требований, развивая учебную мотивацию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает развитие самостоятельности в выборе
решений и содержит материал, на основе которого формируется способность школьников применять знания на практике для решения
различных задач.
Новизна программы:
Новизна данной программы определена Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Программа
расширяет, углубляет полученные знания школьников по математике, включает в себя большое количество задач, для решения которых
необходимо проявлять различные знания и умения, полученные ранее. Также решения некоторых задач требуют смекалки, логики и
пространственного воображения. Другие задачи требуют опыта, интуиции и наблюдательности. Чтобы решить наиболее трудные задачи
потребуется умение организовать работу над задачей.
Возраст обучающихся: 11-12 лет.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством педагога (усвоение и закрепление теоретического материала);
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа;
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Материал по повторению и подготовке к ВПР равномерно распределен по занятиям в течение 34 часов и привязан к тем темам,
которые изучаются по программе 4-5 классов.
3
Программа рассчитана на 34 часов и адресована учащимся 5 классов (11-12 лет).
Сроки реализации программы – 34 часа.
Формы и режим занятий: Количество обучаемых в группе 18/26 человек. Занятия групповые. Проходят очно 1 раз в неделю по 1
академическому часу с учетом здоровьесберегающих технологий. Во время занятий проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Что нужно сделать для устранения пробелов в знаниях учащихся?
создать благоприятную атмосферу на занятии;
своевременно оказывать помощь на занятии;
разнообразить формы и методы учебной работы на занятиях, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в
активный субъект деятельности;
освободить детей от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
Описание всероссийской проверочной работы по математике
Всероссийская проверочная работа по математике проводится в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и
направлены на выявление уровня подготовки школьников. Проверочная работа по математике в 5 классе содержит 14 заданий. Время
выполнения проверочной работы 60 минут.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По прохождении данной программы обучающиеся 5 класса должны:
В заданиях 1–3: владеть понятиями «делимость чисел», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь».
В задании 4: уметь находить часть числа и число по его части.
В задании 5: уметь находить неизвестный компонент арифметического действия.
В заданиях 6–8: уметь решать текстовые задачи на движение, работу, проценты и задачи практического содержания.
В задании 9: уметь находить значение арифметического выражения с натуральными числами, содержащего скобки.
В задании 10: уметь применять полученные знания для решения задач практического характера. Выполнение данного задания требует
построения алгоритма решения и реализации построенного алгоритма.
В задании 11: уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
В задании 12: уметь применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков
геометрических построений.
В задании 13: иметь пространственные представления.
Задание 14 является заданием повышенного уровня сложности и направлено на проверку логического мышления, обучающиеся должны
уметь проводить математические рассуждения.
Успешное выполнение обучающимися заданий 13 и 14 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям
свидетельствует о целесообразности построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся в целях развития их
математических способностей.
4
Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных учебных действий:
личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция;
общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации ; структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности; моделирование, преобразование модели;
логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий;
установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Критерии оценки при проведении промежуточной аттестации
Содержанием промежуточной аттестации являются: базовый уровень знаний, умений, навыков обучающихся по данной программе;
содержание изученного текущего программного материала; содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. Критерии оценки результативности не должны противоречить следующим показателям:
Уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Минимальный уровень
Описание критериев
Успешное освоение обучающимся более 70% содержания дополнительной общеобразовательной
программы, подлежащей аттестации
Успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания дополнительной
общеобразовательной программы, подлежащей аттестации
Успешное освоение обучающимся менее 50% содержания дополнительной общеобразовательной
программы, подлежащей аттестации.
Форма и содержание итоговой аттестации
Форма итоговой аттестации – письменная итоговая проверочная работа, которая содержит 14 заданий на основе Всероссийской проверочной
работы. На выполнение работы отводится 60 минут. Объем работы рассчитан так, чтобы позволить обучающимся не только выполнить ее за
это время, но и успеть проверить. Работа выполняется на индивидуальных листах. Исправления, сделанные обучающимся, ошибкой не
считаются.
Уровень
Количество баллов
Высокий уровень
9-10 баллов
Средний уровень
5-8 баллов
Минимальный уровень
4 балла и ниже
5
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации обучающихся группы».
№
п/п
№
заняти
яв
теме
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Календарно-тематическое планирование для 5 класса
Тема занятия
Количе
Тип занятия
ство
часов
Натуральные числа
Действия с натуральными числами
Сюжетные задачи на все арифметические действия
Задачи на сложение и вычитание
Задачи на умножение и деление
Задачи, связывающие три величины
Задачи на движение
Решение задач на движение
Задачи на работу
Решение задач на работу.
Проценты
Задачи на проценты
Решение задач на проценты
Решение задач практического характера
Обыкновенные дроби
Действия с обыкновенными дробями
Нахождение части числа и числа по его части
Действия с рациональными числами
Решение заданий на действия с рациональными числами
Работа с таблицами
Работа с диаграммами
Вычисление расстояния
Измерение длины по рисунку
Геометрические фигуры
Нахождение периметра квадрата и прямоугольника
Нахождение площади прямоугольника
Пространственные фигуры
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Планир
уемая
дата
урок обретения новых умений и навыков
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок - рефлексия
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок - рефлексия
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок - рефлексия
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок методологической направленности
урок - рефлексия
6
28
29
30
31
32
33
34
28
29
30
31
32
33
34
Построение пространственных фигур
Прямоугольный параллелепипед
Куб, шар
Задачи повышенной трудности
Решение задач повышенной трудности
Проверочная работа
Итоговая проверочная работа
1
1
1
1
1
1
1
урок обретения новых умений и навыков
урок обретения новых умений и навыков
урок обретения новых умений и навыков
урок обретения новых умений и навыков
урок методологической направленности
урок систематизации знаний
урок систематизации знаний
Условия реализации программы:
Очное обучение: учебный кабинет, компьютеры, проектор, интернет, методические пособия, учебники 5 классов, контрольноизмерительные Демо-версии ВПР по математике.
Информационно-методическое обеспечение программы:
1. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова,
Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2021.
2. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова,
Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2021
o
Информационный портал ВПР
o
Расписание и демоверсии ВПР
o
Описание и образцы вариантов на сайте ФИОКО
o
Решу ВПР
7
8