Внеурочная деятельность От простого к сложному. Подготовка к ЕГЭ, русский язык 10-11 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №9 им. Кирилла и Мефодия
города Каменки Каменского района Пензенской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 4832060)

«От простого к сложному. Подготовка к ЕГЭ»
для обучающихся 10-11 классов

г. Каменка 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 10-11 класса «От простого к
сложному. Подготовка к ЕГЭ -2025» разработана на основе следующих
нормативных документов:
1.

Информационно-методическое письмо об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования от 5 июля 2023 года N ТВ-1290/03

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 171 от 19 марта 2024 г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2023 № 732 « О внесении изменений
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования»

4. План по внеурочной деятельности для 10-11 классов МОУ СОШ № 9 им.
Кирилла и Мефодия г. Каменки Каменского района Пензенской области на
2024-2025 учебный год.
Внеурочный курс по русскому языку «От простого к сложному.
Подготовка к ЕГЭ -2025» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан
на 68 часов.
Программа курса составлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
с учетом демоверсии КИМа ЕГЭ по русскому языку 2025 года.
Внеурочный курс по русскому языку «От простого к сложному. Подготовка
к ЕГЭ -2025» очень актуален для выпускников школы. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения, позволяет организовать изучение и
повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ.
Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики,
комплекс тренировочных упражнений для отработки практических навыков по
решению заданий ЕГЭ.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное

представление о богатстве русского языка, помогает использовать
в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного предмета обусловлена также и тем,
что единый государственный экзамен имеет свою специфику в формулировке
и содержании заданий и требует своей технологии выполнения заданий, а
значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного,
активного, дифференцированного тренинга.

В основу курса легли разработки и исследования в данной области
И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской,Н.А.Сениной,
Нарушевича А.Г.
Цели и задачи:
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов
компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово,
верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической
(способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и
коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично
строить текст).
В связи с этим ставятся следующие цели:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания,
представленным в КИМах ЕГЭ- 2025 г. и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и
сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный
словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять
функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении
при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои
мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Программа рассчитана на 68 часов (1 часа в неделю) и отрабатывается на изучении
материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа
спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов
лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков
по решению заданий.
Ожидаемые результаты.
научиться понимать другого человека (автора текста, автора рецензии), уметь
вступать в диалог с другим человеком, понимать проблему, позицию автора;
научиться излагать свои мысли и доносить их до другого человека, чтобы он
смог тебя понять.
В результате успешного изучения курса обучающиеся должны знать:
- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - стили речи,
типы речи;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Обучающиеся должны уметь:
- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим), текстов разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Данный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в
основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2025 года, а также перечень заданий
КИМов 2025 года. Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по
орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют
знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до
культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с
конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а
также создавать свой текст на основе данного.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это
систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка
в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются
определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что
способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает
не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс
тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий с
изменениями 2025 г.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и
пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от
некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных
предложениях, при цитировании и т. д. Представлен большой теоретический
материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные
упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.

Последовательность изучения тем.
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ.
2. Средства связи предложений. Лексическое значение слова. Стили и типы
речи. Стилистический анализ текста. 6 ч
3. Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический
минимум.2 ч.
4. Лексика и фразеология. Лексические нормы. Основные лексические
категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический
анализ.5 ч
5. Грамматические нормы. Образование форм числительных, образование
форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм
повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий,
местоимений, существительных (окончания множественного числа).6 ч
6. Синтаксические ошибки. Синтаксические нормы русского языка.
7. Построение предложений с деепричастным оборотом, построение
предложений с однородными членами, употребление имен собственных в
предложении, построение предложений с причастным оборотом,
построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления,
построение предложений с косвенной речью.
8. Орфография. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и
принципы проверки.
9. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
10. Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений в
тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.
11. Анализ языковых средств выразительности. Функции изобразительновыразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные
антонимы, синонимы, парцелляция.
12. Подготовка к написанию сочинения.
Знакомство с критериями оценки задания 27. Проблема, поставленная
автором текста. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её
выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических
ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.

Раздел III. Учебно - тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема

Количество часов

Типология заданий
Стилистический анализ текста. Средства связи
предложений. Лексическое значение слова
Орфоэпия
Лексические нормы
Грамматические нормы
Орфография
Практические- контрольные
Синтаксис и пунктуация
Работа с текстом. Сочинение – рассуждение.
Написание сочинения
Общее количество часов

1
8
2
5
6
13
2
14
12
5
68

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.

Дата Тема
Типология заданий ЕГЭ.

2-5

Средства связи предложений в тексте

6-7

Лексическое значение слова: многозначность, прямое и
переносное значение слова.
Стили речи. Типы речи

8-11

Количество Содержание
часов
1
Знакомство учащихся с правилами
сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи
данного экзамена.
4
Отбор языковых средств в тексте в
зависимости от темы, цели, адресата
и ситуации общения
2
Многозначные слова. Прямое
и переносное значение.
4
Повторение тем, связанных с
выполнением задания 1.

12-13

Типология заданий по орфоэпии. Современные
орфоэпические нормы. Фонетические процессы в
русском языке.

2

14-16

Лексические нормы современного русского языка.
Употребление синонимов и антонимов, паронимов и
омонимов, фразеологизмов, заимствованных слов,
архаизмов, историзмов, неологизмов, стилистически
ограниченной лексики Лексические ошибки.
Грамматические нормы. Правописание имён
существительных. Формы существительных ( И.п.
множественного числа и Р.п. множественного числа, а
также род некоторых существительных. Образование
форм различных степеней сравнения прилагательных
(сравнительная и превосходная степень)
Употребление числительных. Склонение всех разрядов
числительных (сложных, составных, дробных,
собирательных, порядковых) по падежам.
Употребление собирательных числительных.
Особенности склонения числительных 100, 90, 40,
полтора и полтораста
Образование форм повелительного наклонения

3

17

18-19

20-21

Виды и формы
контроля
Лекция
Задание 1.
КИМы
Задания 2.
Кимы, онлайн-тесты
Решение. Задание 3.
Разные средства
выражения речи

Орфоэпический словник.
Тренировочные упражнения по
теме «Основные нормы
современного литературного
произношения».
Лексические средства выражения
речи Словарь синонимов. Словарь
паронимов. Словарь фразеологизмов.

Практикум.
Тестирование.
Словарная работа
Задание 4.

1

Справочники,
орфографические словари.
Алгоритм выполнения
задания.

Задания 5,6,7.

2

Презентация
Алгоритм выполнения задания.

Задание 7.
Практикумтестирование на
отдельные темы

2

Повторить способы образования,

Задание 7.

Комбинированные
занятия Практикумтестирование на
отдельные темы

глаголов. Форма будущего времени, прошедшего
времени и настоящего времени). Употребление
причастий и деепричастий. Формы образования
причастий и деепричастий.
22

Склонение местоимений по падежам. Образование форм 1
местоимений. Употребление местоимений.

23-26

Синтаксические нормы

4

27-28

Орфография. Правописание корней. Теория и практика.
Гласные в корне слова.

2

29

30-31

Орфограммы в приставках. «Ы - И после приставок»,
«Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах».
Орфограммы в приставках. «Ы - И после приставок»,
«Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах».

1

Правописания суффиксов различных частей речи (кроме 2
Н/НН). Теория и практика.

правописание и употребление
глаголов в повелительном
наклонении. Презентация.
Образование причастий,
деепричастий. Их употребление.
Таблицы. Алгоритм отличия
местоимений от подчинительных
союзов. Употребление личных
местоимений. Ошибки в
образовании притяжательных
местоимений. Тренировочные
упражнения по теме
«Морфологические нормы
современного литературного языка».
«Синтаксические нормы
современного литературного языка».
безударные проверяемые гласные
в корне, безударные
непроверяемые гласные в корне чередующиеся гласные в корне
(неизменяемые приставки;
приставки, зависящие от
глухости/звонкости последующего
согласного (з и с на конце
приставок); приставки, зависящие от
значения (ПРЕ и ПРИ; «Ы И после
приставок»,«Мягкий (Ь) и твердый
(Ъ) знаки в словах».
Суффиксы глаголов. Правописание ОВА- ЕВА- ЫВА- ИВА- ВА.
Суффиксы глаголов
неопределенной формы
(инфинитива) Суффиксы
причастий и деепричастий
прошедшего времени. Суффиксы
прилагательных Суффиксы

Практикумтестирование на
отдельные темы
Задание 7.
Практикумтестирование на
отдельные темы

Задание 8. Практикумтестирование на
отдельные темы
Задание 9.
Практикумтестирование на
отдельные темы
Задание 10.
Практикумтестирование на
отдельные темы

Задание 11. ЕГЭ
Карточки

32-33

34-35

36-38

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов 2
причастий.

Правописание НЕ, НИ.

Правописание предлогов, союзов, частиц;
Правописание наречий; Правописание сложных
существительных и прилагательных; Правописание
пол/полу с сущ-ми и прил-ми

2

3

39-40

Правописание Н/НН в частях речи.

2

41

1

42

Знаки препинания в простом осложненном
предложении (с однородными членами). Пунктуация в
ССП и простом предложении с однородными членами.
Обособленные члены предложения.

43

Знаки препинания в предложениях со словами и

1

1

существительных.Суффиксы
наречий -О -А
Правописание окончаний глаголов.
Правописание суффиксов
причастий. Настоящее и будущее
время. Правописание суффиксов
страдательных причастий
прошедшего времени
Правописание не с частями речи (не
с глаголами, деепричастиями,
прилагательными, наречиями,
существительными, причастиями,
местоимениями, числительными,
союзами, предлогами, частицами) Список наречий меры и степени Совсем и вовсе в сочетании с НЕ.
Правописание ни с частями речи
Алгоритмы, помогающие
отличить предлог от омонимичных
самостоятельных частей речи.
Употребление предлога ПО с
дательным и предложным
падежом. Употребление предлогов
ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО,
НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ,
НАПЕРЕКОР с дательным
падежом.
Правописание Н/НН в
прилагательных, причастиях, в
наречиях, в существительных
Запятая препинания в простом
предложении с однородными
членами. Запятая в ССП
Знаки препинания в предложениях
с обособленными членами
(определениями,обстоятельствами,
приложениями, дополнениями).
1 Знаки препинания при

Задание 12.
Практикумтестирование на
отдельные темы
Задание 13.
Практикумтестирование на
отдельные темы

Задание 14.
Практикум
Тестирование

Задание 15.
Практикум
Тестирование
Задание 16. Практикум
Тестирование
Задание 17. Практикум
Тестирование
Задание 18. Практикум

конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения.

44-45

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

46-47

Запятая в предложении с разными видами связи.

2

48-50

Пунктуационный анализ. Знаки препинания между
3
подлежащим и сказуемым.Знаки препинания при
сравнительных оборотах. Знаки препинания при
уточняющих членах предложения. Знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания при прямой речи, цитировании Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении .Тире
в простом и сложном предложениях.

51-52

Речь. Языковые средства выразительности.
Метафора, эпитет, гипербола, метонимия, сравнение,
фразеологизм, парцелляция, параллелизм, контекстные
синонимы и антонимы и другие средства
выразительности речи.

2

обращениях
2 Частицы и междометия перед
обращением
3 Местоимения ТЫ и ВЫ:
обращение или нет?
4 Запятая при вводных словах
и словосочетаниях
5 Не являются вводными словами
6 Омонимия вводных слов и
членов предложения/частей речи
Знаки препинания в СПП с одним
придаточным, с несколькими
придаточными, с однородными
придаточными, при сложных
союзах.
Правильное определение
границ в составе сложного
предложения с сочинительной,
подчинительной и бессоюзной
частями.
Знаки препинания на стыке союзов
- ТИРЕ в простом предложении,
тире в неполном предложении;
Знаки препинания в БСП. Запятая
ставится… Точка с запятой
ставится… Двоеточие ставится…
Тире ставится… Знаки препинания
при прямой речи; Знаки
препинания при цитировании;
Знаки препинания при
обобщающем слове.
1 Тропы (эпитет, гипербола, литота,
метафора, метонимия,
олицетворение, синекдоха,
сравнение, ирония, аллегория,
символ).
2 Синтаксические средства (вводные
слова и словосочетания,

Тестирование

Задание 19. Практикум
Тестирование

Задание 20. Практикум
Тестирование

Задание 21. Практикум
Тестирование

Задание 22.
Опорный конспект
Тестирование
Таблица-Тропы,
фигуры.

53

Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста.

1

54

Типы речи: повествование, рассуждение, описание.

1

55-56

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению.

2

57-58

Средства связи предложений в тексте.

2

восклицательные и вопросительные
предложения, неполные
предложения, обращения,
сравнительные обороты, ряды
однородных членов предложения,
риторические вопросы,
риторические обращения,
односоставные предложения)
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста?
Какие из высказываний не
соответствуют содержанию
текста? Какие из высказываний
противоречат содержанию
текста? Какие из высказываний
не противоречат содержанию
текста? В каком предложении
выражена основная мысль? и др.
Логические связи между
предложениями (причина,
пояснение, следствие, дополнение и
т.д.). Повествование, описание,
рассуждение
- прямое/переносное значение слова
(метафора, метонимия, синекдоха).
- синонимы (контекстный синоним)
- антонимы (контекстный антоним)
- омонимы- фразеологизмы
- заимствованные слова
- лексика пассивного запаса
(историзмы, архаизмы, неологизмы)
- ограниченная в употреблении
лексика (профессионализмы,
просторечная лексика, жаргонизмы,
диалектизмы) - стилистически
нейтральная, книжная, разговорная
лексика
Союзы, частицы, местоимения,

Задание 23.
Работа с текстом

Задание 24.
Работа с текстом

Задание 25.
Работа с текстом

Задание 26.

Лексические средства связи. Морфологические
средства связи. Синтаксические средства связи.

59

Как писать сочинение-рассуждение Требования к
выполнению 27 задания.

1

60

Авторская позиция в сочинении ЕГЭ – это главная
мысль, ради которой создавался текст, это вывод
размышлений автора.

1

61

Комментарий – анализ исходного текста. Осмысление
авторской позиции текста.

1

62-63

Собственная позиция. Собственное мнение – это не
только согласие или несогласие с позицией автора.
Это размышления,
подкреплённые умозаключениями,
аргументами. Приёмы логического мышления.
Типы аргументации в изложении собственной
позиции.

2

64

Логика, последовательность, речевая связность.
Фактические и этические ошибки. Смысловая
цельность текста. Абзацное членение текста.
Логические ошибки. Точность и выразительность
сочинения.

1

65

Орфографические,пунктуационные,грамматические

1

наречия, лексические повторы,
формы слова, однокоренные слова,
синонимы, антонимы (в том числе
контекстные), синтаксический
параллелизм, парцелляция.
Познакомить учащихся с
требованиями к выполнению задания
27 ЕГЭ.
Умение следить за логикой
текста, подмечать важные для
понимания проблемы части
текста и использовать их для
формулировки собственной
позиции и позиции автора
Учить осмысливать авторскую
позицию и способы её выражения в
тексте. 1. Как правильно написать
комментарий; 2. Примеры
комментариев; 3. Комментарии с
пояснениями экспертов ЕГЭ;
4. Связь между примерами в
комментарии.
Типы аргументации.
Поддерживающая и опровергающая
аргументация. Типы аргументов.
Ссылки на общезначимый авторитет,
свидетельства самого автора
сочинения, ссылки на авторитет,
примеры из художественной
литературы. Логические
доказательства.
Умение составлять план,
использовать средства связи между
предложениями и структурными
элементами сочинения. Каждое
предложение сочинения должно
быть связано с предыдущим(и).
Примеры из сочинений ЕГЭ

Опорный конспект
Тестирование

Лекция
Комбинированное
занятие. Критерий 1.

Комбинированное
занятие. Критерий 2.

Критерий 3.
Комбинированное
занятие

Критерии 4-6.
Комбинированное
занятие

Критерии 7-10.

ошибки.
66-68

предыдущих лет

Написание сочинений - рассуждений

3

Всего часов

68

Анализ сочинений по критериям

Перечень учебно-методического
обеспечения Для учителя:
Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27 учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен,
2024. Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2025. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону.,
Легион, 2025. Единый государственный экзамен 2025. Русский язык. Самое полное
издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю.
Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2022.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю.,
Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2017.
Для учащихся:
Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2021.
Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению 27 задания. – М.:
Экзамен, 2025.
Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2025. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион.
Единый государственный экзамен 2025. Русский язык. Самое полное издание типовых
вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.
Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2024.

Информационно-образовательные ресурсы
http://fipi.ru/ege-i-gve-ll/daydzhest-ege — Раздел «Для выпускников» сайта ФИПИ
(демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ, открытый банк заданий ЕГЭ,
видеоконсультации, материалы к итоговому сочинению).
http://www.ege.edu.ru — Официальный информационный портал Единого
государственного экзамена.
http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы
http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи».
http://rusgram.narod.ru — Русская грамматика: академическая грамматика
Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
http://www.slovari.ru — Сайт «СЛОВАРИ.РУ» (проект Института русского языка
им. В. В. Виноградова РАН).
http://orfo.ruslang.ru — Научно-информационный «Орфографический
академический ресурс АКАДЕМОС» (проект Института русского языка им. В. В.
Виноградова РАН)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».