Внеурочный курс «Актуальные вопросы по истории».
11 класс (34 часа)
Цель программы – подготовка обучающихся к экзамену по истории через актуализацию
знаний по основным темам курса; углубление представления обучающихся по предмету, повторение
и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов
по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом);
- сформировать умения работы с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений
обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с
древнейших времён до н. XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них
трудными, сложными;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с
различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные
результаты:
формирование
ценностных
ориентаций
(саморегуляция,
стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей
идентичности
как
гуманистических
гражданина
традиций
и
страны;
локальной
ценностей;
и
региональной
осмысление
общности;
социально-нравственного
освоение
опыта
предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения
проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового
чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную
информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из
частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства
для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с
использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а
также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины,
используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в
России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России
в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории
России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с
опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической
личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
сравнивать
исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются
различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать
предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять,
аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их
оценку; решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Формы: индивидуальная; групповая; фронтальная.
Методы работы: лекции, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам,
эпохам.
Умения и навыки, которые необходимо получить обучающимся.
По окончанию курса, ученики должны быть готовы к выполнению экзаменационной работы.
Готовность ученика к экзамену включает умение выполнять предложенные задания, способность к
самоконтролю, умение правильно распределить отведенное время на выполнение тестовых заданий,
психологический настрой, концентрация внимания.
Контроль знаний. Для текущего контроля на каждом занятии обучающимся рекомендуется серия
заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Структура
курса
представляет
собой
логически
законченных
и
содержательно
взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность
знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать
дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Каждая тема включает в себя:
лекцию - краткий справочник по теме (основные определения, понятия, даты, события и пр.),
тренинг и тренировочные (на базовом и повышенном уровнях) тесты. Два занятия предназначены
для ознакомления со структурой КИМ по истории, а также для выполнения тренировочных заданий
по всем разделам курса.
Содержание внеурочного курса «Актуальные вопросы по истории». 11 класс
Структура экзаменационной работы в формате ГИА (1 ч)
Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024. Особенности заполнения
бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с
развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
От Руси к Российскому государству (6 ч)
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Роль и место России в мировой
истории. Периодизация и источники российской истории.
Образование Руси: исторические условия образования государства Русь. Формирование
территории. Внутренняя политика первых князей.
Принятие христианства и его значение. Русь в конце X – начале XII в.: территория, органы власти,
социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения
Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура
Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право.
Внешняя политика первых русских князей. Внешняя политика и международные связи Руси в
конце X – начале XII в.
Древнерусская культура. Византийское наследие на Руси.
Русь в середине XII – начале XIII в.: формирование системы земель – самостоятельных
государств. Эволюция общественного строя и права. Политический строй Новгорода и Пскова.
Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Русские земли в середине XIII – XIV в.: борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы
русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских
ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Возвышение Московского
княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского
господства. Православная церковь в ордынский период русской истории.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая Орда.
Межкультурные связи и коммуникации.
Формирование единого Русского государства в XV веке: объединение русских земель вокруг
Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение
Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие
общерусского Судебника. Начало закрепощения крестьян. Формирование единого аппарата
управления.
Формирование региональных центров культуры в середине XII – начале XIII в. Культурное
пространство русских земель в середине XIII – XIV в. Культурное пространство единого
государства.
Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству (4 ч.)
Россия в XVI веке: завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной
системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы
государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество. Государство и церковь.
Реформы середины XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления.
Социальная структура российского общества. Закрепощение крестьян. Формирование вольного
казачества. Многонациональный состав населения. Опричнина: сущность, результаты и последствия.
Россия в конце XVI в. Пресечение династии Рюриковичей.
Внешняя политика России в XVI в.
Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных
этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъём национально-освободительного
движения. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении
государственности. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в.: Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия. Церковный раскол.
Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская
деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения. Эпоха
Великих географических открытий и русские географические открытия. Начало освоения Сибири и
Дальнего Востока. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство России в XVI в. Культурное
пространство России в XVII в. Развитие образования и научных знаний.
Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства к империи. (5 ч.)
Россия в эпоху преобразований Петра I. Причины и предпосылки преобразований. Экономическая
политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика.
Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы
управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение
патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Итоги, последствия и значение
петровских преобразований.
Внешняя политика Петра I. Северная война.
Эпоха «дворцовых переворотов». Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и
внешняя политика России в 1725–1762 гг. Россия в 1760-1790-х гг.: «Просвещённый абсолютизм»,
его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство.
Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй. Обострение социальных противоречий, их
влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России в период правления Екатерины II, её основные задачи, направления,
итоги.
Народы России в XVIII в. Национальная политика.
Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий.
Преобразования Петра I в области культуры. Влияние идей Просвещения на культурное
пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура
и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование.
Российская империя в XIX – начале XX вв. (9 ч.)
Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ.
Негласный комитет. Реформы государственного управления. Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов.
Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие отечественной и
мировой истории XIX в.
Россия – великая мировая держава.
Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социальноэкономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного
переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной идеологии.
Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830–
1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика.
Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы 1860–1870-х
гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная
политика.
Общественное движение в период правления Александра II.
Многовекторность внешней политики империи в период правления Александра II.
Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная
политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику.
Промышленный подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный
социум: идейные течения и общественные движения в 1880–1890-х гг. Основные регионы
Российской империи и их роль в жизни страны.
Внешняя политика Александра III.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Россия на пороге XX в.: динамика и
противоречия развития. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур.
Формирование новых социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система
власти. Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в.
Политический терроризм.
Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Николая II.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России.
«Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое развитие России
в 1907–1914 гг.
«Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала
XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Всеобщая история (6 ч.)
Происхождение человека. Первобытное общество. Периодизация и характеристика основных
этапов истории Древнего мира.
Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек. Древний Египет,
Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай. Культура
и религия стран Древнего Востока.
Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура
эллинистического мира.
Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства.
История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных
этапов.
Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века.
Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Международные отношения в Средние века.
Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама.
Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной
Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе.
Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV – XVII
вв.
Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV – XVII вв..
Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и
религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в
конце XV – XVII вв..
Эпоха Просвещения. Просвещённый абсолютизм: общее и особенное. Социально-экономическое
развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии
в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия.
Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и
государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссия.
Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских
колоний в Северной Америке и образование США.
Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии,
Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке.
Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в.
Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий.
Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии.
США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование
независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в
XIX – начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения.
Международные отношения в XIX в.
Культура и картина мира человека раннего Нового времени. Развитие науки, образования и
культуры в Новое время.
Новейшая история России (2 ч.)
№
1.
2.
3.
4.
Тематическое планирование внеурочного курса
«Актуальные вопросы по истории». 11 класс
Тема
Введение
От Руси к Российскому государству
Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству
Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства к империи
Кол-во часов
1
5
4
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Россия в 1914-1945 гг.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР 1945-1991 гг.
Российская Федерация 1992 – 2022 гг.
Всеобщая история
Итоговое занятие
ИТОГО
Тематическое планирование внеурочного курса
«Актуальные вопросы по истории». 9 класс (34 часа)
№
Раздел, тема занятия
Введение
1 Структура экзаменационной работы в формате ГИА
От Руси к Российскому государству
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Образование Руси
Русь в конце X – начале XII в.
Русь в середине XII – начале XIII в
Русские земли в середине XIII – XIV в. Формирование единого Русского
государства в XV веке
Культура Руси и русских земель до конца XV в.
Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству
Россия в XVI веке
Смута в России
Россия в XVII в
Культурное пространство России в XVI - XVII вв.
Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства к империи
Россия в эпоху преобразований Петра I
Эпоха «дворцовых переворотов».
Россия в 1760-1790-х гг. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX века
Внутренняя и внешняя политика во второй половине XIX века.
Общественное и политическое развитие России в 1900–1914 гг.
Культурное пространство империи в XIX веке. «Серебряный век»
российской культуры
Россия в 1914-1945 гг.
Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.)
Великая российская революция и Гражданская война. Общественнополитические изменения в России.
Внутренняя и внешняя политика советской власти в 20-30-гг.
Культурное развитие Советской России.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Основные периоды и события Великой Отечественной войны.
Единство фронта и тыла. Победа СССР в войне. Окончание Второй
мировой войны.
СССР в 1945-1991 гг.
Особенности развития СССР в 1945-1985 гг.
Перестройка и распад СССР 1985-1991 гг.
Российская Федерация 1992-2022 гг.
Становление новой России 1992-1999 гг.
Россия в XXI веке.
4
4
2
2
2
5
1
34
Кол-во часов
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Всеобщая история
История Древнего мира
История Средних веков
История Нового времени
Новейшая история мира
Развитие науки, образования и культуры мира.
5
1
1
1
1
1
Практическая работа
1
Тематическое планирование внеурочного курса
«Актуальные вопросы по истории». 9 класс
№
Раздел, тема занятия
Кол-во часов
Введение
1
1 Структура экзаменационной работы в формате ГИА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
От Руси к Российскому государству
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Образование Руси
Русь в конце X – начале XII в.
Русь в середине XII – начале XIII в
Русские земли в середине XIII – XIV в.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Культура Руси и русских земель до конца XV в.
Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству
Россия в XVI веке
Смута в России
Россия в XVII в
Культурное пространство России в XVI - XVII вв.
Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства к империи
Россия в эпоху преобразований Петра I
Эпоха «дворцовых переворотов».
Россия в 1760-1790-х гг.
Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Внутренняя и внешняя политика Александра I
Внутренняя и внешняя политика Николая I
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Внутренняя и внешняя политика Александра II
Внутренняя и внешняя политика Александра III.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
Россия на пороге XX в
Общественное и политическое развитие России в 1907–1914 гг.
«Серебряный век» российской культуры
Всеобщая история
История Древнего мира
История Средних веков
Раннее Новое время
Позднее Новое время
Развитие науки, образования и культуры в Новое время.
Практическая работа
Новейшая история России
Новейшая история России
Новейшая история России
Итоговое занятие
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1