Рабочая программа ОБЗР 8-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО
РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ СОШ №9 им. Кирилла и Мефодия

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________________
Тимакова Н.Г.
Протокол №1 от 26.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
Данилов И.В.
Приказ №100 от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ИД 4794088)

учебный предмет «Основы безопасности и защиты
Родины»
для учащихся 8-9 классов

Каменка 2024 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР)
разработана на основе требований к результатам освоения программы базового общего
образования, представленной во ФГОС ООО, федеральной рабочей программы
воспитания, и предполагает непосредственное применение при реализации ОП ООО.
Программа ОБЗР позволяет учить содержание освоения в логике постепенного
нарастания факторов риска от опасной ситуации до чрезвычайных ситуаций и разумного
взаимодействия человека с текущей ситуацией, учитывая преемственность приобретения
обучения, необходимые для формирования у них знаний и умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.
Программа ОБЗР обеспечивает:
ясное понимание учащимися проблем современной безопасности и способствует
подрастающему поколению базового уровня культуры безопасного поведения;
Прочное обучение обучает основным ключевым понятиям, обеспечивающим
превосходство изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне
образования;
возможность разработки и обеспечения у обучающихся умений и навыков,
необходимых для улучшения жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
обеспечение баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение,
способствующее формированию практических умений и навыков.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечением непрерывности
изучения предмета на уровне начального общего образования и преемственности
учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
модуль № 2 «Военная подготовка. Основы международных знаний»;
модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 4 «Безопасность в быту»;
модуль № 5 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 6 «Безопасность в общественных точках»;
модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения системного режима при изучении учебных предметов ОБЗР на
уровне базового общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение
универсальных структурно-логических схем изучения структурных модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность
→ по возможности ее применения → при необходимости применения».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных рисков и опасностей:
помещения и бытовые условия; улица и общественные места; жесткие условия;
коммуникационные связи и подключения; физическое и психическое здоровье;
социальное взаимодействие и другие.

Программой ОБЗР предусмотрено использование практико-ориентированных
интерактивных форм учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем
и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях
должно быть разумным, компьютерные и дистанционные образовательные технологии не
могут быть полностью педагогически востребованы и практически применимы к
обучающимся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых
региональных и региональных факторов, техногенных, социальных вызовов и угроз
безопасности России (критические изменения климата, негативные медикобиологические, экологические факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастают
приоритетные вопросы безопасности, их значение не только для самого человека, но
также для общества и государства.
При этой центральной проблеме безопасности жизнедеятельности остается
сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение имеет качественное образование
подрастающего поколения россиян, направленное на традиции гражданской
идентичности, воспитание личности безопасного типа, владение формами, навыками,
навыками и компетентностью для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность с учетом учебно-методического обеспечения учебного процесса по
предмету ОБЗР Определено рассмотрение системообразующими документами в области
безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400,
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные цели
развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, Государственная программа
Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением
Министерства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является системообразующим учебным содержанием, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных предметах и реализуется
за счет приобретения необходимых знаний, выработки и закрепления систем
дополнительных навыков и умений, обеспечения компетентности в области безопасности,
поддержанных согласованным изучением других научных предметов. Научной базой
учебного предмета ОБЗР является система общей теории безопасности, исходя из которой
он должен обеспечивать обеспечение целостности видения всех комплексов проблем
безопасности, включая глобальные, что позволяет обосновать оптимальное обеспечение
безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для
обучающихся построение моделей индивидуального безопасного поведения. в
повседневной жизни создают у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
ОБЗР в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
И обучение ОБЗР направлено на формирование поддержки защиты Отечества и
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что обеспечивает внедрение
обучающихся знаний и умений, которые готовятся к военной службе и выработке у
обучающихся умений, распознавать угрозу, соблюдать опасность, нейтрализовать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы рабочего характера. , грамотно вести
себя в обстановке. Такой подход со руководит обеспечением навыков, позволяет
обеспечить защиту жизни и здоровья человека, формирование необходимых для этого
волевых и морально-нравственных качеств, обеспечивает широкие возможности для
эффективной социализации, устойчивую для успешной адаптации обучающихся к

современной техносоциальной и информационной среде, проведение профилактических
мероприятий. характер в сфере безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне базового общего образования является помощь
учащимся в выполнении обязанностей по защите Отечества и базового уровня культуры
безопасности
жизнедеятельности
в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предусматривает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на
основе понимания ведения здорового образа жизни, причин, последствий
возникновения и возможных последствий различных факторов и возникновения
ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы безопасного и
безопасного поведения при их возникновении;
сформированная активная жизней позиция, осознанное понимание принципов
личного безопасного поведения в развитии безопасности личности, общества и
государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от стран и противодействия
ситуациям природного, техногенного и динамического характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 8–9 классах, составляет 68
часов, по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего
образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
фундаментальные ценности и принципы, составляющие основы российского
общества, безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
стратегия национальной безопасности, интересы международной безопасности и
угроза национальной безопасности;
восстановление ситуаций природного, техногенного и биолого-социального
характера;
информирование и оповещение населения о аварийных ситуациях, система
ОКСИОН;
история развития гражданской защиты;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
использования фильтрующих противогазов;
эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях, порядок действий населения при
объявлении эвакуации;
Современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная и
обязательная подготовка к службе в армии.

Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы международных знаний»:
история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные направления подготовки военной службы;
организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
функции и основные задачи вооруженных сил Российской Федерации;
особенности видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации;
воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов
вооружения и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии,
противовоздушной защиты);
организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи
отделения в различных видах боя;
состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего;
вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74,
ручной пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В,
снайперская винтовка Драгунова (СВД);
назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат
(наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная
оборонительная граната (РГО), ручная граната наступательная (РГН);
история создания общевоинских уставов;
этапы становления современных общевоинских уставов;
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и
основные понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск;
сущность единоначалия;
командиры (начальники) и подчинённые;
старшие и младшие;
приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
одежда воинского звания и военной формы;
воинская дисциплина, ее сущность и значение;
обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины;
способы достижения воинской дисциплины;
положения Строевого устава;
обязанности военнослужащих перед строительством и в строю;
строительные приемы и движения без оружия, строевая стойка, выполнение команд
«Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные
уборы (головной убор) – снять (надеть)», повороты на месте.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
безопасность жизнедеятельности: основные понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и внимание опасной и
чрезвычайной ситуации;

Механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила
поведения в символах и вне них установлены.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, своевременности и состава продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения;
признаки воздействия, приемы и правила оказания первой помощи;
правила комплектации и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их приема, приемы и правила оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами; приемы и правила
оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и способствует его развитию;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приемы и
правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминогенного характера;
правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при проникновении в дом через вход;
классификация чрезвычайных ситуаций на коммунальных предприятиях
жизнеобеспечения;
правила, касающиеся порядка оказания медицинской помощи на коммунальных
предприятиях, порядка действий при авариях на коммунальных услугах.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение;
обеспечение условий безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их применения; световозвращающие элементы и
правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремни безопасности и
правила его применения;
порядок действий пассажиров на маршрутных транспортных средствах
при креплении и закреплении;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителей велосипеда, мопеда и других средств
индивидуальной мобильности;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного отдела;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного,
водного, воздушного);

обязанности и порядок действий пассажиров в различных подразделениях на
отдельных видах транспорта, в том числе совершенных террористическими актами;
приемы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате
возникновения ситуаций на транспорте.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных точках»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в
общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
действия по поддержанию порядка в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
установлен порядок действий при угрозе возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из городов и зданий;
опасность криминогенного и антиобщественного поведения в общественных местах,
соблюдение порядка при их обращении;
порядок действий при установлении бесхозных (потенциальных) вещей и предметов,
а также в случае террористического акта, в том числе при захвате и освобождении
заложников;
порядок действий при обращении с внешними гарантиями.
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
возникновение ситуаций и их классификация;
опасность в природной среде: дикие, змеи, насекомые и паукообразные, ядовитые
грибы и животные;
автономные условия, их особенности и опасность, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном пребывании в природной среде;
правила ориентации на местность, способы подачи сигналов;
природные пожары, их виды и опасности, причины и причины их возникновения,
порядок действий при возникновении природных природных пожаров;
правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасность, порядок действий, принятие мер
по снижению риска воздействия в лавину;
камнепады, их характеристики и опасность, порядок действий, минимальный
уровень воздействия под камнепад;
сели, их характеристики и опасность, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания на
оборудованных и необорудованных пляжах;
установлен порядок действий при тонущего человека; правила поведения при
выводе на плавсредствах; правила поведения при определении на льду, порядок действий
при обнаружении человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасность, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасность, порядок действий при возникновении
цунами;
ураганы, смерчи, их характеристики и опасность, порядок действий при ураганах,
бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасность, порядок действий при попадании в грозу;

землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасность, порядок
действий при землетрясениях, в том числе при попадании под завал, при возникновении в
открытом извержении вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для
учитывания развития общества;
правила безопасного поведения при строгой регулировке ручки (загрязнения
окружающей среды).
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причина их возникновения;
средства распространения инфекционных заболеваний, их профилактика и защита от
них;
порядок
действий
при
возникновении
ситуаций
биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые меры по обеспечению
безопасности окружающей среды при угрозе и во время возникновения ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия,
панфитотия);
понятия «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и ее задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»;
стресс и влияние на него в мерах человека, сохранении стресса, способах
саморегуляции эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и ответственность за ее оказание, универсальный метод
оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных учреждениях, приемах
психологической помощи осужденным.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, методы эффективного общения;
приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе, составляющие конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, причины и причины развития
конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых взаимодействий,
безопасные и эффективные методы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его
проявлениях;
Способ разрешения конфликта с помощью сторон (медиатора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, получение дохода и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приемы и способы противостояния
им;
приняты меры противозаконных медицинских манипуляций (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к ним, которые могут причинить вред жизни и

здоровью, а также вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную
деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила
безопасного поведения;
правила безопасного общения с незнакомыми людьми.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», ее характеристики и признаки информационных и
компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, предусмотренные для предупреждения
возникновения ситуаций в личном цифровом пространстве;
опасные условия глобальной среды: конкурентные программы и приложения и их
разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для реагирования на возникновение ситуаций в
цифровой среде;
опасного и запрещенного контента в Интернете и его виды, определения опасностей
при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила поведения, необходимые для снижения рисков и угроз при использовании
Интернета (кибербуллинга, вербовки в различных организациях и группах);
деструктивные явления в Интернете, их признаки и опасность, правила безопасного
использования Интернета для предотвращения рисков и угроз обработки в различных
деструктивных действиях.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные
варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, контртеррористическим операциям и их целям;
признаки
применения
в
террористической
деятельности,
правила
антитеррористического поведения;
признаки угрозы и подготовки форм различных терактов, порядка действий при их
обнаружении;
правила безопасного поведения в случае теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортных средств,
подрыв взрывного устройства).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты принимаются в единстве образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с консервативными соображениями социокультурных и
духовно-нравственных ценностей, принятыми в обществе и нормах поведения.
Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, внутренней
позиции личности и проявляются в естественном обществе значимых качеств, которые

выражаются прежде всего в подготовке обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному
руководству здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического
поведения; к целенаправленной социально-революционной деятельности; принятие
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к отдельным
людям и к жизни в целом.
Личностные формы результатов, допускаемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЗР, должны отражать готовность обучающихся руководиться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на ее основе.
Личностные результаты исследования ОБЗР включают в себя:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, интерес к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
чувство гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга – защиты Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав,
уважения прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни организации, местной общины, родного края, страны;
неприятие форм любого экстремизма, членство;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
сформированная активная жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении безопасности личности, общества и государства;
понимание и особая роль государства в обеспечении государственной и
международной безопасности, защиты, осмысление роли государства и общества в
обеспечении защиты населения от ситуации природного, техногенного и экономического
характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, откровенному распространению наркотических
средств, неприятие форм любого экстремизма, обвинения, обвинения веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к человеку, его взгляду, развитие
способностей к конструктивному диалогу с другими людьми;

) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в рамках нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с политическими и правовыми нормами с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
поддержание ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
применению применения наркотических веществ, алкоголя, курения и нанесения иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
сохраняет личность безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей;
3

4) эстетическое воспитание:
обеспечивает воплощение личности, развитие способностей воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных принципах развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной экономикой;
овладение критериями исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдение, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного развития;
меры современной научной картины мира, понимание причин, последствия
возникновения и последствий распространённых видов и причин событий, которые могут
вызывать во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественное место и социум, природа, коммуникационные связи и связи);
установка на смысл оение опыта, обоснование и поступков, владение
характеристиками, оценка и прогнозирование строгих факторов соблюдения и принятие
обоснованных решений в альтернативе или принятых мерах, установленных с учетом
необходимых условий и возможностей;
6) государственное воспитание, забота о культуре, здоровье и эмоциональном
состоянии:
понимание личностного понимания изучения предмета ОБЗР, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценностей жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим труда и
отдыха, регулярная динамика активности);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и других форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе принципов безопасного поведения в
Интернет–среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным,
информационным и политическим условиям, в том числе осмысливая масштаб опыта и
выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других людей, не осуждая;
уметь осознавать эмоциональное состояние своего и других людей, уметь управлять
своим эмоциональным состоянием;
сформированность навыков рефлексии политики, своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда мгновенного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых для этого умений;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальных траекторий образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и желаний;
поддерживать ответственное отношение к учёбе, способность применять меры и
средства индивидуальной защиты, принимать разумное и безопасное поведение в
условиях и на случай установки;
владение методами оказания первой помощи пострадавшему при потере сознания,
остановке общества, наружных клиниках, поражениях инородных тел в верхние
традиционные пути, травмах в различных областях тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
установка правил владения и принципов реагирования на символы и реагирования
на ситуации во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при общении, при
воздействии опасной культурной среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний социальных и производственных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирование последующих действий и
оценка их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активные неприятные действия, приносящие вред
окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природных, технологических и социальных сред;
готовность к получению в практической деятельности главной направленности;
освоение основ культуры, методы проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учетом особенностей техногенных и социальных факторов на
территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения ОБЗР на уровне базового общего образования у обучающихся
формируются познавательные универсальные технологические, коммуникативные
универсальные технологические действия, регулятивные универсальные технологические
действия, современные виды деятельности.

Познавательные универсальные технологические действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать отдельные признаки объектов (явлений);
сохраняемый существенный признак классификации, основание для обобщения и
сравнения, критерий проведения анализа;
с учетом предложенной задачи выявить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предложить критерии для выявления особенностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, ресурсов для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбрать способы решения учебной задачи (сопоставить несколько
вариантов решения, выбрать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
вариантов).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием местности (явления)
повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать полученную информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
проведение (принимать участие) небольшого самостоятельного исследования
заданного объекта (явления), сохранение причинно-следственных связей;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствий в аналогичных или сходных условиях, а также выдвигать силу их развития в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных условий;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных источниках информации;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи переносными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценить надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
Система владения универсальными познавательными действиями обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные технологические действия
Publication:

уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с формой и объектами общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и корректировать правильное общение для их
смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерений других людей, уважительно, в правильной форме формулировать свои
взгляды;
сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали
и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существующей решаемой
учебной задаче, находить детали и собирать позиции других участников диалога;
результаты публичного выступления, решения учебной задачи, самостоятельное
проведение в парламенте наиболее целесообразных выступлений и подготовка различных
презентационных материалов.
Регулятивные универсальные технологические действия
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и научных целях;
аргументированное определение аргумента варианта принятия решения,
самостоятельно составить алгоритм (часть алгоритма) и выбрать способ решения учебной
задачи с учетом естественных возможностей и имеющихся ресурсов;
составить план действий, найти необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости скорректировать предложенный алгоритм, взять на себя ответственность
за принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
дать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
выполнении учебной задачи, и внести коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях;
оценить соответствие результата цели и условий;
управлять своими источниками поддержки и не поддаваться источникам поддержки
других людей, выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
человека, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно обращаясь к человеку, по его мнению, признавать право на ошибку свою
и чужую;
быть открытым и другим людям, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
определении конкретной учебной задачи;
планировать совместную деятельность организации (распределять роль, понимать и
свою роль, правила взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
подчиняться, предлагать точку зрения, принимать взгляды, договариваться о
безопасности);
определять свои действия и действия партнёра, которые вызывают или затрудняют
нахождение общих решений, оценивать качество их вклада в общий продукт по заданным

критериям участников группы, разделять сферу ответственности и обеспечивать
надежность, предоставляемую отчётом перед следствием.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты формируются у обучающихся основ культуры безопасности
и защиты Родины и проявляются в построении способностей и следовании модели
индивидуального безопасного поведения и опыте ее применения в повседневной жизни.
Полученный опыт проявляется в существующих проблемах безопасности и
обучения, как минимум, основных ключевых понятий, которые в будущем будут
использоваться без дополнительных объяснений, получения систематизированных знаний
основ комплексной безопасности личности, общества и государства, военной подготовки,
индивидуальной
здоровой
системы образа жизни, антиэкстремистского и
антитеррористического. поведения, владения базовыми схемами и практическими
навыками безопасного поведения в повседневной жизни.

















Предметные результаты по ОБЗР должны быть предоставлены:
сформированность представлений о обеспечении безопасности и развития для
государства, общества, личности; фундаментальных ценностных принципов и принципов,
формирующих основы российского общества, безопасности стран, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, правовых основ обеспечения национальной
безопасности, угроз мирового и военного характера;
освоение знаний о мероприятиях по защите населения при возникновении
стихийных бедствий природного, техногенного и биолого-социального характера,
воздействия военного воздействия; презентации о роли гражданской защиты и ее истории;
знание порядка действий при сигнале «Внимание всем!»; знание консервативных и
коллективных мер защиты и сформированность представленных о порядке их
применения ;
сформированность гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защиты Отечества; владение правилами
возникновения и развития военной организации государства, функций и задач
современной вооруженной силы Российской Федерации, знание отечественной
добровольной и обязательной подготовки военной службы;
сформированность представленных назначений, боевых свойств и общего
устройства стрелкового оружия;
владение функциями общевоинских уставов Вооруженных сил Российской
Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской службы ;
сформированность представлений о безопасности жизнедеятельности, понятиях
«опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил безопасного
поведения, готовность применять их на практике, на основе освоения знаний и методов,
освоение основ проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом
требований, техногенных и социальный риск ;
знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного
поведения в быту, транспорте, в зонах общественного пользования, на природе и умение
применять их в содержании ;
сформированность представленных о порядке действий при возникновении
ситуаций в быту, на транспорте, в общественных местах, на природе; уметь оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы и принимать обоснованные решения в
окружающей среде и существующих, с учетом имеющихся условий и возможностей ;
освоение основ медицинских знаний и использование инструкций по оказанию
первой помощи пострадавшим при потере сознания, остановке общественного движения,
наружных больницах, поражениях инородных тел в верхних частях тела, травмах










различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; сформированная
социально-ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, соблюдению
употребления наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих ;
сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме,
владение ими, обличение проявлений отклонений, манипулятивное поведение, навыки
распознавать опасные проявления и средства помощи им противодействовать ;
сформированность представлений об информации и компьютерных угрозах,
явлениях в Интернете, знание правил безопасного поведения в информационном
пространстве и готовность применять их на замену ;
освоение
знаний
об
основах
общественно-государственной
системы
противодействия экстремизму и терроризму; сформированность представлений об угрозах
реагирования в деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность,
умение распознавать сигналы тревоги; знание правил безопасного поведения при угрозе
или в случае террористического акта;
сформированная активная жизненной позиции, умений и навыков личного участия
в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
понимание роли государства в обеспечении государственной и международной
безопасности, защите, в противодействии основным вызовам современности: терроризму,
экстремизму, истинному распространению наркотических средств.
Достижения результатов освоения программы ОБЗР наблюдения посредством
достижения предметных результатов освоения модуля ОБЗР.
8 КЛАСС

Предметные результаты по модулю № 1 «Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства»:
объяснить значение Конституции Российской Федерации;
раскрыть содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции Российской
Федерации, пояснять их значение для личности и общества;
объяснить значение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;
раскрыть понятия «национальные интересы» и «угрозы национальной
безопасности», привести примеры;
раскрыть классификацию случаев возникновения по масштабам и источникам
возникновения, привести примеры;
раскрыть способы информирования и оповещения населения о стихийных
бедствиях;
перечислить основные этапы развития Гражданской защиты, охарактеризовать роль
Гражданской защиты при ликвидации угроз и угроз военного характера;
отработать навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!»;
изучить средства индивидуальной и коллективной защиты населения, выработать навыки
владения фильтрующим противогазом;
объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
охарактеризовать современное состояние вооруженных сил Российской Федерации;
приводить примеры применения вооруженных сил Российской Федерации
в регионе с неонацизмом и международным терроризмом;
раскрыть понятия «воинская обязанность», «военная служба»;
раскрыть содержание подготовки к службе в армии.
Предметные результаты по модулю № 2 «Военная подготовка. Основы
международных знаний»:

иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил
Российской Федерации;
владелец информации о направлениях подготовки военной службы;
учитывать необходимость подготовки военной службы по основным направлениям;
осознавать инновационность каждого направления подготовки военной службы к
решению комплексных задач;
иметь представление о составе, назначении видов и родов Вооруженных Сил
Российской Федерации;
понимать функции и задачи вооруженных сил Российской Федерации на
современном этапе;
понимать уникальность военных присяги для формирования образа российского
военнослужащего – защитника Отечества;
иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники;
иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники;
иметь представление об основных тактико-технических характеристиках
вооружения и военной техники;
иметь возможность представления об организационной постепенности отделения и
решения задач личного состава в бою;
иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты
военнослужащего;
знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристик
стрелкового оружия;
знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат;
знать историю создания уставов и этапы установления современных общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение для
повседневной жизнедеятельности армии;
понимать принцип единоначалия, присоединенного к Вооруженным Силам
Российской Федерации;
иметь представления о порядке подчиненности и соблюдения требований
военнослужащих;
понимать порядок отдачи приказа (приказания) и их выполнение;
различать воинские звания и перевозки военной формы одежды;
иметь представление о воинской дисциплине, ее сути и понимании;
учитывать принципы достижений воинской дисциплины;
уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
Знать положения основных Строевого устава;
знать обязанности военнослужащего перед строительством и в строю;
знать строительные приемы на месте без оружия;
Выполняйте строительные приемы на месте без оружия.
Предметные результаты по модулю № 3 « Культура безопасности
жизнедеятельности в современном обществе »:
охарактеризовать значение безопасности жизнедеятельности для человека;
раскрыть смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
классифицировать и охарактеризовать источники опасности;
раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного поведения; моделировать
реальные ситуации и решать ситуационные задачи;
объяснять сходство и внимание опасной и чрезвычайной ситуации;

объяснить механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию;
приводить примеры различных угроз безопасности и характеризовать их;
раскрывать и обосновывать правила поведения в символах и установленных.
Предметные результаты по модулю № 4 «Безопасность в быту»:
объяснить особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать основные источники опасности в быту;
объяснить права потребителя, выработать навыки безопасного выбора продуктов
питания;
охарактеризовать бытовые отравления и причину их возникновения;
охарактеризовать правила безопасного использования средств бытовой химии; иметь
навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае, если
разбился ртутный термометр;
выявлять контакты отравления, иметь навыки профилактики пищевых отравлений;
знать правила и приемы оказания первой помощи, владеть уверенными навыками
действий при отравлениях, промывании желудка;
охарактеризовать бытовые травмы и объяснить правила их толкования;
знать правила безопасного обращения с инструментами;
знать меры предосторожности от укусов различных животных;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах,
отношениях, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, в постели;
владеть оборудованием и хранить дома аптечки;
соблюдать правила безопасного поведения и обладать безопасными навыками
действий при работе с газовыми и электрическими приборами;
владеть правилами безопасного поведения и иметь надежные навыки действий при
установке устройств на подъезде и на лифте;
владеть техникой и иметь навыки оказания первой помощи при отравлении газом и
электротравме;
охарактеризовать пожар, его причины и стадию развития;
объяснить условия и причины возникновения пожаров, охарактеризовать их
возможные последствия;
иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в
лифте;
иметь навыки использования первичных средств пожаротушения, оказания первой
помощи;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан в
области пожарной безопасности;
знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб; знать порядок
взаимодействия с чрезвычайными службами;
иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
охарактеризовать меры по предотвращению проникновения злоумышленников в
дом;
характеризовать ситуации криминогенного характера;
знать правила поведения с малознакомыми людьми;
знать правила поведения и обладать навыками безопасных действий при
проникновении в дом через вход;
классифицировать аварийные ситуации на коммунальных предприятиях
жизнеобеспечения;
иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных предприятиях
жизнеобеспечения.

Предметные результаты по модулю № 5 «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
перечислять и характеризовать участников дорожного движения и элементов дорог;
знать условия безопасности участников дорожного движения;
знать правила дорожного движения для пешеходов;
классифицировать и охарактеризовать дорожные знаки для пешеходов;
знать «дорожные ловушки» и объяснять правила их толкования;
иметь навыки безопасного объезда дорог;
знать правила применения световозвращающих элементов;
знать правила дорожного движения для пассажиров;
знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;
знать правила применения ремней безопасности и детских удерживающих
устройств;
иметь навыки безопасных действий пассажиров при выезде и выезде на маршрутных
транспортных средствах;
знать правила поведения пассажира мотоцикла;
знать правила дорожного движения для водителей велосипеда, мопеда, лиц,
использующих средства индивидуальной мобильности;
знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
знать правила подготовки и выработать навыки безопасного использования
велосипеда;
знать требования к правилам дорожного движения для водителя мотоцикла;
классифицировать дорожно-транспортные происшествия и охарактеризовать
причины их возникновения;
иметь
навыки
безопасных
действий
очевидца
дорожно-транспортного
происшествия;
знать порядок действий при пожаре на транспорте;
знать особенности и опасности на различных видах транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
иметь навыки безопасного поведения пассажиров в различных подразделениях на
отдельных видах транспорта;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при различных травмах в
результате аварийных ситуаций на транспорте;
знать способы привлечения виновного к ответственности на транспорте.
Предметные результаты по модулю № 6 «Безопасность в общественных
точках»:
классифицировать общественные места;
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных точках;
знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
уметь планировать действия в случае возникновения опасной или чрезвычайной
ситуации;
охарактеризовать риски массовых мероприятий и объяснить правила подготовки к
посещению массовых мероприятий;
иметь навыки безопасного поведения при преследовании в зонах массового
пребывания людей;
иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку;
освоить навыки безопасных действий при угрозе возникновения пожара;
знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации из мест и зданий;

знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений;
характеризовать опасность криминогенного и антиобщественного поведения в
социальных сетях;
обеспечить представление безопасности в отношении действий в организованном
криминогенном и антиобщественном характере, при обнаружении бесхозных
(потенциально опасных) вещей и предметов, а также в случае террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников;
иметь навыки работы при заключении с внешними условиями.
9 КЛАСС
Предметные результаты по модулю № 7 «Безопасность в природной среде»:
классифицировать и охарактеризовать реальные ситуации естественного характера;
характеризовать опасность в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые и
паукообразные, ядовитые грибы и растения;
обеспечить безопасность действий при встрече с дикими животными, змеями,
насекомыми и паукообразными;
знать правила поведения по снижению риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
характеризовать автономные условия, раскрывать их опасность и порядок
подготовки к ним;
обеспечить безопасность действий при автономном пребывании в природной среде:
ориентация на местность, в том числе работа с компасом и картой, обеспечение ночлега и
питания, разведение костра, подача сигналов тревоги;
классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасность;
охарактеризовать причины и причины возникновения пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при возникновении природного
пожара;
иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;
характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки и
опасность;
иметь представление о безопасных действиях, необходимых для снижения риска
воздействия в лавину, под камень, при попадании в зону селя, в начале оползня;
знать общие правила безопасного поведения на водоёмах;
знать правила купания, учитывать разницу между оборудованными и
необорудованными пляжами;
знать правила само- и взаимопомощи терпящего бедствие на воде;
обеспечить безопасность действий при обнаружении тонущего человека летом и
человека в полынье;
знать правила поведения при выводах на плавсредствах и на льду;
охарактеризовать наводнения, их внешние признаки и опасность;
иметь представление о безопасности действий при наводнении;
характеризовать цунами, их внешние признаки и опасность;
обеспечить безопасные действия при возникновении цунами;
характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасность;
иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах;
характеризовать грозы, их внешние признаки и опасность;
иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;
охарактеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасность;
иметь представление о безопасности действий при землетрясениях, в том числе при
попадании под завал;

обеспечить соблюдение безопасных действий при возникновении опасности
извержения вулкана;
раскрыть смысл понятий «экология» и «экологическая культура»;
объяснить значение экологии для развития общества;
Знайте правила безопасного поведения при неблагоприятном воздействии основного
металла (загрязнения атмосферы).
Предметные результаты по модулю № 8 « Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи »:
раскрыть смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их содержание,
объяснить значение здоровья для человека;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрыть содержание здорового образа жизни, объяснить пагубность вредных
привычек;
обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
раскрыть понятие «инфекционные заболевания», объяснить причины их
возникновения;
охарактеризовать механизмы распространения инфекционных заболеваний,
выработать навыки по мерам их профилактики и защиты от них;
обеспечить представление безопасных действий при возникновении явлений
биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
охарактеризовать основные мероприятия, проводимые в целях обеспечения
безопасности населения при угрозе и во время возникновения ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия,
панфитотия);
раскрыть понятие «неинфекционные заболевания» и дать их классификацию;
характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и
защиты от них;
знать назначение диспансеризации и раскрыть ее задачи;
раскрыть понятия «психическое здоровье» и «психическое благополучие»;
объяснить понятие «стресс» и его влияние на человека;
иметь навыки соблюдения меры предосторожности, раскрывать способы
саморегуляции эмоциональных состояний;
раскрыть понятие «первая помощь» и ее содержание;
знать состояние, требующее оказания первой помощи;
знать универсальный алгоритм оказания первой помощи; знать назначение и состав
аптечки первой помощи;
иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных приспособлениях;
характеризовать приемы психологической помощи обвиняемому.
Предметные результаты по модулю № 9 «Безопасность в социуме»:
охарактеризовать общение и объяснить его значение для человека;
характеризовать признаки и анализировать способы эффективного общения;
раскрыть приемы и обладать навыками соблюдения правил безопасной
межличностной коммуникации и комфортного общения в группе;
раскрыть суть конструктивного и деструктивного общения;
раскрыть понятие «конфликт» и охарактеризовать стадию его развития, причины и
причины развития;
иметь представление о возникновении межличностных и групповых различий;

характеризовать безопасные и разумные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций;
иметь навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта и безопасных
действий при его проявлениях;
охарактеризовать способ разрешения конфликта с помощью финансовой стороны
(медиатора);
иметь представление об формах проявления конфликта: агрессия, получение дохода
и буллинг;
характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
раскрывать приемы манипуляций и знать особенности противостояния ей;
раскрывать принятые меры противозаконных действий (мошенничество,
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и
здоровью, а также вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную
деятельность) и способы защиты от них;
характеризовать современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с
ними, знать правила безопасного поведения;
иметь навыки безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми.
П редметные результаты по модулю № 10 «Безопасность в информационном
пространстве»:
раскрывать понятие «цифровая среда», ее характеристики и приводить
доказательства информационных и компьютерных угроз;
объяснить положительные возможности цифровой среды;
охарактеризовать риски и угрозы при использовании Интернета;
знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для реагирования на
возникновение ситуаций в личном цифровом пространстве;
характеризовать опасные явления окружающей среды;
классифицировать и оценивать риски конкурентных программ и приложений, их
недостатки;
иметь навыки соблюдения правил кибергигиены для реагирования на возникновение
ситуаций в цифровой среде;
охарактеризовать основные виды опасного и запрещенного контента в Интернете и
охарактеризовать его признаки;
раскрывать приемы, связанные с опасностями при использовании Интернета;
охарактеризовать противоправные действия в Интернете;
иметь навыки соблюдения правил правил поведения, средств для снижения рисков и
угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, общения в различных организациях
и группах);
охарактеризовать деструктивные явления в Интернете, их признаки и опасность;
иметь навыки соблюдения правил безопасного использования Интернета, средств
для снижения рисков и управления обработками в различных деструктивных действиях.
Предметные результаты по модулю № 11 « Основы противодействия
экстремизму и терроризму »:
объяснить понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрыть их содержание,
охарактеризовать причины, возможные варианты и проявления их последствий;
раскрывать цели и формы проявления террористических актов, характеризовать их
последствия;
раскрыть основы общественно-государственной системы, роль личности в
противодействии экстремизму и терроризму;
знать уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции;

характеризовать признаки использования в террористической деятельности;
иметь навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и действий при
обнаружении признаков вербовки;
иметь представление о признаках подготовки различных форм терактов, объяснять
признаки подозрительных предметов, иметь навыки безопасных действий при их
обнаружении;
иметь представление о безопасности действий в случае теракта (нападение
террористов и попытка захвата заложников, попадание вожзаловников, огневой налёт,
наезд транспортных средств, подрыв взрывного устройства).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

№
п/п

Название разделов и тем программы
Всего
4

4

Модуль «Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства»
Модуль «Военная подготовка. Основы военных
знаний»
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»
Модуль "Безопасность в быту"

5

Модуль «Безопасность на транспорте»

7

6

Модуль "Безопасность в дверях"

6

1
2
3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контрольные
Практическ
работы
работы

9
2
6

34

0

0

9 КЛАСС

№
п/п

Название разделов и тем программы
Всего

1

Модуль «Безопасность в природной среде»

9

2

Модуль «Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи»
Модуль «Безопасность в социуме»

7

3

Модуль «Безопасность в информационном
пространстве»
5
Модуль «Основы противодействия экстремизму и
терроризму»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

6
5
7
34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

№
п/п
1

Тема урока

Роль безопасности в жизни человека, общества,

Количество часов
Всего Контрольные Практически
работы
работы
1

№
п/п

2
3
4
5
6
7

8
9

10
11
12
13
14
15

Тема урока

государства
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
биолого-социального характера.
Мероприятия по оповещению и защите населения при ЧС
и борьбе с угрозами военного характера
Защита Отечества как долга и долга гражданина
Вооруженные Силы Российской Федерации – защита
нашей Отечества
Состав и назначение Вооруженных Сил Российской
Федерации
Основные образцы вооружения и военной техники
Вооруженных сил Российской Федерации (основы
технической подготовки и связи)
Организационно-штатная структура мотострелкового
отделения (взвода) (тактическая подготовка)
Виды, назначение и тактико-технические характеристики
стрелкового оружия и ручных гранат Вооружённых сил
Российской Федерации (огневая подготовка)
Общевоинские уставы – законы жизни Вооруженных Сил
Российской Федерации
Военнослужащие и соблюдение между ними
(общевоинские уставы)
Воинская дисциплина, ее сущность и значение
Строевые приёмы и движения без оружия (строевая
подготовка)
Основы безопасности жизнедеятельности
Правила поведения в устройстве и на месте

Количество часов
Всего Контрольные Практически
работы
работы
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

16 Основная опасность в быту. Предупреждение посещения
отравлений
17 Предупреждение о возможной травме

1

18 Безопасная эксплуатация наблюдения за приборами и
местами общего пользования
19 Пожарная безопасность в быту

1

20 Предупреждение возникновения криминального
характера
21 Безопасные действия при авариях на коммунальных
системах жизнеобеспечения
22 Правила дорожного движения

1

23 Безопасность пешехода

1

1

1

1
1

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практически
работы
работы
1

24 Безопасность пассажира
25 Безопасность водителя

1

26 Безопасные действия при дорожно-транспортных
происшествиях
27 Безопасность пассажиров на различных видах транспорта

1

28 Первая помощь при обнаружении на транспорте

1

29 Основная опасность в общественных местах

1

30 Правила безопасного поведения при посещении
массовых мероприятий
31 Пожарная безопасность в общественных местах

1

32 Пожарная безопасность в общественных местах

1

33 Безопасные действия в рамках криминогенного и
антиобщественного характера
34 Безопасные действия в рамках криминогенного и
антиобщественного характера
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1

1
34

0

0

9 КЛАСС

№
п/п

3

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Правила безопасного поведения в природной среде
1
Безопасные действия при автономном
1
существовании в природной среде
Пожарная безопасность в природной среде
1

4

Безопасное поведение в горах

1

5

Безопасное поведение на водоёмах

1

6

Безопасные действия при наводнении, цунами

1

7

Безопасные действия при урагане, смерче, грозе

1

1
2

Тема урока

Безопасные действия при землетрясениях,
извержениях вулкана
9 Экология и ее значение для развития общества
10 Общие представления о здоровье
8

1
1
1

из

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

11 Предупреждение и защита от инфекционных
заболеваний
12 Профилактика неинфекционных заболеваний

1

13 Психическое здоровье и психологическое
благополучие
14 Первая помощь при неотложных состояниях

1

15 Практикум для отработки практических навыков
первой помощи и психологической поддержки,
решения кейсов, моделирования ситуаций.
16 Практикум для отработки практических навыков
первой помощи и психологической поддержки,
решения кейсов, моделирования ситуаций.
17 Общение – основа взаимодействия

1

18 Безопасные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций
19 Безопасные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций
20 Манипуляции и способы подключения ее

1

21 Манипуляции и способы подключения ее

1

22 Современные увлечения. Их возможности и риски
23 Цифровая среда – ее возможности и риски

1
1

24 Вредоносные программы и приложения, способы
защиты от них
25 Опасный и запрещенный контент: способы
измерения и защиты
26 Деструктивные явления в Интернете, их признаки,
опасность
27 Правила безопасного поведения в цифровой среде

1

28 Сущность понятий «терроризм» и «экстремизм»

1

29 Основы общественно-государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму
30 Основы общественно-государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму
31 Опасность реализации экстремистской и

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1

1
1

из

№
п/п

Тема урока

террористической деятельности, меры защиты
32 Опасность реализации экстремистской и
террористической деятельности, меры защиты
33 Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористических актов
34 Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористических актов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
34

0

0

из

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации по использованию учебников, включенных в федеральный
перечень, при реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».