рабочая программа уо 5-9 кл дефектолог

РАБОЧАЯ
адаптированная программа
коррекционно-развивающих занятий
для 5-6 классов
для обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2024- 2025 учебный год.
Составила:Титова Т.С.
педагог-дефектолог

Каменка 2024г

Пояснительная записка
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых
занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и
моторной деятельности учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями). Занятия проводятся по утвержденному расписанию,
продолжительность одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности
детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно –
развивающая работа с детьми с с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) осуществляется по принципу дифференцированного и
индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут
быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется
уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является
игра.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей,
направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
В структуре занятий выделяются:
 Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания,
памяти, мышления, моторной деятельности.
 Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и
практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и
обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить
выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности
является сравнение. Для развития пространственных представлений
необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть,
слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в
предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся с УО характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать
внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства
внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность,
распределение) значительно развиваются в результате специальных
упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет
память. У всех школьников с УО наблюдаются недостатки памяти, при чем
они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся
ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности
влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти,
которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая,
словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно
проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях.
Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться
группировать материал, выделять опорные слова, составлять план,
устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и
произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в
несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении
выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком
уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или
ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения
задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами,
проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.
Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения
создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для учащихся с УО наиболее сложными являются задачи проблемного
характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на
случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом
уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое
мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали
индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к
единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям,
рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая
долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи
с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы
мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного

восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических
функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости,
негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с
развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости,
координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения
отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по
развитию сенсорной моторики предусмотрены в 5-9 классах.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой
организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя,
проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными
принципами:
 Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
 Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения,
используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель
задает вопросы, стимулирующие мышление.
 Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных
операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих
ядро любой познавательной деятельности человека.
 Коррекция и развитие понимания. Формирование умения
понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной
форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные
психофизиологические особенности учащихся формируются группы,
численностью 2 – 4 человек. Кроме того, обучение детей с нарушением
интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию учащихся,
предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все
умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие
учебным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими ,
как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших
затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно
используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять
свои действия, словами, свидетельствует о сознательном усвоении учащимися
программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на
практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна
незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В
ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем
ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение
учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать
самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая
самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи

учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп
работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной
помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают
программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно –
логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения
знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь
сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно
определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь
частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их
отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих
учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 группе. Несмотря
на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении
аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание,
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности
учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Обучающиеся 3
группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.
Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно,
пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной
группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в
изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и
лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в
определенной мере осознанном процессе усвоения программного материала.
Кроме того, школьникам трудно применить казалось бы хорошо выученный
материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным
материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них
явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества
упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном
контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с
некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них
недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя,
при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки
одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают
ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное
указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание
принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается

фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла
арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание»
на одних и тех же действиях. Отнесенность школьников к той или иной группе
не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения школьники
могут переходить в группу выше.
Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных
процессов может быть скорректировано дефектологом по усмотрению
неосвоенных тем.
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии
происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления,
внимания, памяти, зрительно- моторной координации, пространственных
представлений), а не одного какого-то процесса.

Календарно – тематическое планирование

Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (12 ч)

№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

5 класс (68 ч)
Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «исправь ошибки»)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной
памяти (Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание двух
групп слов», «Запомни двузначные
числа», «Запомни трехзначные числа»).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пары слов», уровень).
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени

Колво
часов
2

2

2

2

2

6.

Коррекция,
развитие и
диагностика
восприятия (6 ч)

7.

8.

9.
Коррекция,
развитие и
диагностика
внимания (8 ч)

сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Упражнения для тренировки развития
восприятия:
 Таблица цифр
 Таблица букв
 Рисунок из геометрических фигур
 Учимся видеть
Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Измеряем на глазок
 Делим на части
 Что за картина
 Угадай голоса
Диагностика развития восприятия

10. Игровой тренинг для развития внимания:
 Пропусти число
 Исправляем ошибки
 Сравниваем картинки
11. Коррекция и развитие переключаемости
внимания:
 Методика «Красно – черная таблица»
 Методика «Счет»
12. Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Методика «Корректурная проба –
буквенный вариант»
 Методика «Таблицы Шульте»
13. Диагностика развития внимания

2

2

2

2
2

2

2

2

Коррекция,
развитие и
диагностика
памяти (10 ч)

Коррекция,
развитие и
диагностика
мышления (12 ч)

14. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
15. Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциации
16. Игровые тренинги для развития памяти:
 Пословицы
 Предметы
 Города
17. Игровые тренинги для развития памяти:
 Я положил в мешок
 Песни
18. Диагностика развития памяти

2

19. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Составь фигуру
 Дорисуй рисунок
20. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Лишнее слово»
 Игра «Поиск общего»
21. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Ребусы
 Кроссворды
22. .Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Найди спрятанное слово
 Какое число
23. Игры на развитие мышления:
 Сравнение предметов
 Назови слова
 Назови соседа
 Четвертый лишний

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Диагностика
моторной
деятельности (2
ч)
Коррекция,
развитие и
диагностика
мелкой и
сенсорной
моторики (10ч)

Заключительная
диагностика (8
ч)

24. Диагностика развития мышления

2

25. Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)

2

26. Коррекция, развитие мелкой моторики:
 Пальчиковая гимнастика

2

27. Коррекция, развитие мелкой моторики:
 Массаж пальцев и ладоней
28. Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов:
 Гимнастика для глаз
 Радость
 Печаль
 Преображение
29. Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов:
 Гимнастика для глаз
 Радость
 Печаль
 Преображение
30. Тренинг на расслабление:
 Дыхательная гимнастика
 Звуки моря
31. Диагностика восприятия

2

32. Диагностика внимания

2

33. Диагностика памяти

2

34. Диагностика мышления

2

Календарно – тематическое планирование
6 класс (68 ч)

2

2

2

2

Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (10 ч)

№
п\п
1.

2.

3.

4.

Темы занятий

Колво
часов
2

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития восприятия:
2
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
2
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «исправь ошибки»,
уровень сложности 6.)
Диагностика развития памяти:
2
 Диагностика слуховой и зрительной
памяти (Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание двух
групп слов», «Запомни двузначные
числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 6).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пары слов», уровень
сложности 6).

Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
6. Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
7. Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
8. .Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
9. Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует
предмету
 Что перепутал художник
10. Диагностика развития восприятия

2

11. Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Счет по 1, 3, 10, 20
12. Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Два дела одновременно»

2

5.

Коррекция,
развитие и
диагностика
восприятия (10 ч)

Коррекция,
развитие и
диагностика
внимания (10 ч)

2

2

2

2

2

2

13. Коррекция и развитие произвольного
2
внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Считаем вместе»
 Игра «Поем вместе»
14. Коррекция и развитие наблюдательности:
2
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
15. Диагностика развития внимания
2
Коррекция,
развитие и
диагностика
памяти (12 ч)

Коррекция,
развитие и
диагностика
мышления (14 ч)

16. Упражнения для тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
17. Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
18. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
19. Коррекция и развитие механической памяти:
 Нелогические пары
20. Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
21. Диагностика развития памяти

2

22. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок
23. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
 Анализ зрительного образа

2

2

2
2
2

2

2

24. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
25. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
26. Коррекция и развитие причинного мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей
между предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Угадывание последствий событий
27. Коррекция и развитие причинного мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей
между предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Угадывание последствий событий
28. Диагностика развития мышления
Диагностика
моторной
деятельности (4 ч)

Заключительная
диагностика (8 ч)

2

2

2

2

2

29. Исследование пластичности и
2
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
30. Оценка способности отображать
2
эмоциональное состояние с помощью мимики
и жестов (Упражнения «Радость», «Печаль»)
31. Диагностика восприятия
2
32. Диагностика внимания

2

33. Диагностика памяти

2

34. Диагностика мышления

2

Календарно – тематическое планирование

Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№
п\п
1.

2.

3.

4.

7 класс (34 ч)
Темы занятий

Колво
часов
1

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений»,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
1
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «Исправь ошибки»)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика
«Красно – черная таблица»)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости
внимания (методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба по Е.И.
Рогову»).
Диагностика развития памяти:
1
 Диагностика слуховой памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия;
методика «Запоминание двух групп
слов»).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пиктограмма»).
 Диагностика зрительной памяти
(методика «Исследование зрительной
памяти»)
Диагностика развития мышления:
1
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение,
обобщение, классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).

Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
5. Коррекция и развитие восприятия цвета:
 Методика М.Монтессори «Назови цвет»
 Игра «Цветные картинки»
 Таблица геометрических фигур
6. Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
7. Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
8. Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует
предмету
 Что перепутал художник
9. Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Синтез слов и звуков»
 Таблицы Шульте
 Перепутанные линии
10. Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти растение»
 Методика «Красно – черная таблица»
11. Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «На одну букву»
 Игра «Правая, левая»
 Игра «Повтори за мной»


Коррекция,
развитие
восприятия (4 ч)

Коррекция,
развитие
внимания (6 ч)

1

1

1

1

1

1

Коррекция,
развитие памяти
(7 ч)

Коррекция,
развитие

12. Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
 Игра «Чей это дом?»
13. Коррекция и развитие распределения
внимания:
 Игра «Считай и двигайся»
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Поставь значки»
14. Развитие объема внимания:
 Игра «Что изменилось»
 Игра «Знаем ли мы пословицы»
15. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
16. Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
17.
 Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти:
 Слова – имена
 Кто больше запомнит
 Форма предметов
 Опиши по памяти
18. Коррекция и развитие механической памяти:
 Нелогические пары
19. Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
20. Упражнения для развития вербальной памяти.

1

21. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
22. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:

1

1

1

1

1

1
1

1

1

мышления (9ч)

Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок
Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
 Кто кем будет
 Установление отношений
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей между
предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Нахождение причины событий
 Угадывание последствий событий
Упражнения на развитие глазомера


23.

24.

25.

26.

27.

1

1

1

1

1

28. Составление сюжетного рассказа

Заключительная
диагностика (4 )

29. Развитие логического мышления:
 Игра «Вывод»
 Тест «Аналогия»
30. Задачи на сравнение

1

31. Диагностика восприятия

1

32. Диагностика внимания

1

33. Диагностика памяти

1

34. Диагностика мышления

1

1

Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

Календарно – тематическое планирование
8 класс (34 ч)
№
Темы занятий
п\п
1.

2.

3.

4.

Колво
часов
1

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание наложенных
изображений»: фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих
пространственное взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
1
 Диагностика устойчивости и произвольности
внимания (таблицы Шульте)
 Исследование переключения и концентрации
внимания (методика «Красно – черная
таблица»)
 Исследование устойчивости внимания
(методика «Исправь ошибки»)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга, методика
«Корректурная проба по Е.И. Рогову»).
Диагностика развития памяти:
1
 Диагностика слуховой памяти (Методика«10
слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов»).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма»).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти»)
 Диагностика скорости запоминания, точности,
прочности запоминания, организованности
памяти
Диагностика развития мышления:
1
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение,
обобщение, классификация, выделение

Коррекция,
развитие и
диагностика
восприятия (5 ч)

5.

6.

7.

8.

9.
Коррекция,
развитие и
диагностика
внимания (7 ч)

существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного мышления
(Методика «Лабиринт»)
Коррекция и развитие восприятия цвета:
 Методика М.Монтессори «Назови цвет»
 Игра «Цветные картинки»
 Таблица геометрических фигур
Коррекция и развитие способности к целостному
восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
Игровые тренинги для развития наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует предмету
 Что перепутал художник
Диагностика развития восприятия

10. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости
внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Слова - невидимки»
 Счет по 25, 30, 50
 Перепутанные линии
 Упражнение «Раскрась, что получилось»
11. Коррекция и развитие переключения внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Методика «Красно – черная таблица»
 Игра «Два дела одновременно»
 Методика Мюнстерберга
12. Коррекция и развитие произвольного внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «Поиск предмета»

1

1

1

1

1
1

1

1

Игра «Поем вместе»
Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
 Упражнение «Знаем ли мы пословицы»
Коррекция и развитие распределения внимания
 Игра «Скажи наоборот» (модификация
методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Два дела одновременно»
Развитие объема внимания:
 Игра «Кто внимательнее»
 Упражнение «Колесо обозрения»
Диагностика развития внимания


13.

14.

15.

16.
Коррекция,
развитие и
диагностика
памяти (7 ч)

1

1

1

1

17. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
18. Упражнения, направленные на развитие способности
устанавливать связи между элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
19. Упражнения направленные на развитие слуховой
памяти:
 Слова – имена
 Кто больше запомнит
 Форма предметов
 Опиши по памяти
20. Упражнения направленные на развитие зрительной
памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
21. Упражнения для развития вербальной памяти.

1

22. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.

1

1

1

1

1

Коррекция,
развитие и
диагностика
мышления (7 ч)

Заключительная
диагностика (4 ч)

23. Диагностика развития памяти

1

24. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок
25. Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
 Анализ зрительного образа
26. Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
 Кто кем будет
 Установление отношений
27. Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
28. Коррекция и развитие причинного мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление причинных связей между
событиями
 Нахождение причины событий
 Угадывание последствий событий
29. Развитие логического мышления
 Игра «Вывод»
 Тест «Аналогия»
30. Диагностика развития мышления

1

31. Диагностика восприятия

1

32. Диагностика внимания

1

33. Диагностика памяти

1

34. Диагностика мышления

1

1

1

1

1

1

1

Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

Календарно – тематическое планирование
9 класс ( 34 ч)
№
Темы занятий
п\п
1.

2.

3.

Колво
часов
1

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
1
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика
«Красно – черная таблица»)
 Исследование продуктивности и
устойчивости внимания (методика
«Исправь ошибки»)
 Исследование избирательности и
устойчивости внимания (методика
Мюнстерберга, методика «Корректурная
проба по Е.И. Рогову»).
 Определение уровня внимания и
работоспособности (Методика «Счет»)
Диагностика развития памяти:
1
 Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика
«Запоминание двух групп слов»).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пиктограмма», «Тройки
слов»).
 Диагностика зрительной памяти
(методика «Исследование зрительной
памяти»)

Диагностика логической и механической
памяти (Методика «Запомни пару»)
 Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение,
обобщение, классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
 Диагностика развития логического
мышления (методики «Четвертый
лишний», «Сохранение массы»)
Упражнения для развития восприятия:
 Упражнение «Таблица графических
изображений»
 Упражнение «Таблица цифр»
 Упражнение «Таблица геометрических
фигур»
 Упражнение «Таблица букв»
 Упражнение «Нарисовать объект,
пользуясь набором фигур»
Коррекция и развитие восприятия цвета:
 Методика «Назови цвет» М. Монтессори
 Игра «Цветные картинки»
 Таблицы геометрических фигур
Коррекция и развитие способности к
восприятию целого по частям:
 Упражнение «Составь целое из частей»
 Упражнение «Составь фигуры»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Определи длину отрезка»
 Игра «Определи размер на ощупь»
 Игра «Делим на части»
 Игра «Угадай голоса»


4.

Коррекция,
развитие и
диагностика
восприятия (6 ч)

5.

6.

7.

8.

1

1

1

1

1

Игра «Развиваем чувство времени»
 Игра «На какой странице закладка»
9. Коррекция и развитие пространственного
восприятия:
 Упражнение «Определи положение
предметов»
 Упражнение «Найди место»
 Упражнение «Определи правую и левую
сторону»
10. Диагностика развития восприятия


Коррекция,
развитие и
диагностика
внимания (7 ч)

11. Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Слова - невидимки»
 Счет по командам
 Игра «Синтез слов и звуков»
 Методика «Таблицы Шульте»
12. Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Методика «Красно – черная таблица»
 Игра «Два дела одновременно»
 Методика Мюнстерберга
13. Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Минутка»
 Игра «Правая, левая»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «Что изменилось?»
 Игра - разминка «Исходное положение»
 Упражнение «Точки»
14. Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
 Упражнение «Чей это дом?»
15. Коррекция и развитие распределения внимания
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Два дела одновременно»
 Игра «Повторяем движения»

1

1
1

1

1

1

1

Игра «Считай и двигайся»
16. Развитие объема внимания:
 Игра «Кто внимательнее»
 Упражнение «Колесо обозрения»
 Игра «Поиск предмета»
 Игра «Знаем ли мы пословицы»
17. Диагностика развития внимания


Коррекция,
развитие и
диагностика
памяти (7 ч)

18. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
19. Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Нелогичные парные ассоциации
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
20. Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти:
 Игра «Снежный ком»
 Игра «Я положил в мешок»
 Игра «Восстанови пропущенное слово»
 Упражнение «Скороговорки и считалки»
21. Развитие тактильной памяти:
 Игра «передача воображаемого
предмета»
 Игра «Конспиратор»
 Игра «Тактильный образ»
22. Развитие произвольной памяти:
Упражнение «Я фотоаппарат»
Упражнение «Запомни порядок»
23. Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти:
 Запомни порядок
 Игра «Кто больше увидит и запомнит»
 Игра «Штирлиц»
 Упражнение «Портрет»
 Упражнение «Фигуры»

1

1
1

1

1

1

1

1

Коррекция,
развитие и
диагностика
мышления (5 ч)

24. Диагностика развития памяти

1

25. Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:
 «Поиск общего»
 «Что лишнее?»
 «Поиск предметов, обладающих общими
свойствами»
 «Поиск предметов с противоположными
свойствами»
 «Учимся формулировать определения»,
 «Учимся выражать мысли другими
словами»,
 «Ищем возможные причины»,

«Построение сообщения по алгоритму»
 «Выражения. Слова наоборот»
 «Учимся замечать главное»
 «Узнаем зашифрованные предложения»
26. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Задачи на составление заданной фигуры
из определенного количества палочек
 Упражнение «Платочек»
 Упражнение «Лабиринт»
 Упражнение «Найди закономерность»
27. Коррекция и развитие словесно – логического
мышления:
 Упражнение «Раздели на группы»
 Логические задачи
 Задачи на сравнение
28. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Упражнение «Отделение формы понятия
от его содержания»
 Упражнение «Установление связи между
понятиями»
 Упражнение «Формирование
способности оперировать смыслом»
 Упражнение «Выделение существенных
признаков для сохранения логичности
суждений»
29. Диагностика развития мышления

1

1

1

1

1

Развитие
коммуникативных
навыков (1 ч)

Заключительная
диагностика (4 ч)

30. Игры:
 «Путаница»
 «Колечко»
 «Мячик с путаницей»
 «Передай предмет»
 «Комплименты»
 «Я не знаю»
 «Моргалки»
 «Лабиринт»
 «Ассоциации»
 «Неудобная ситуация»
 «Кораблекрушение»
31. Диагностика восприятия

1

32. Диагностика внимания

1

33. Диагностика памяти

1

34. Диагностика мышления

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».