Рабочая программа по развитию когнитивной сферы и личностных особенностей у детей с ОВЗ

MI'HI4CTEPCTBO IIPO CBEIII E HUI P O C CI1'uICITOfi @EIEPAIIUU
MI{III{CTEPCTBO OEPA3OBAHII'I IIEII3DHCKOIZ OE,1ACTI4
YTIPABJIEHI{E OEPA3OBAIII{'I AAMI{HI4CTPAUI4I4 KAMEHCKOIO
PAI'OHA IIEII3EHCKOfr OEJIACTI{
MOY COIII N9 uu. Kupu.n,ra u Mer[o4l,I;r

PACCMOTPEHO

CO|NACOBAHO

YTBEPXreHO

Aqpe(ropa no yBP IIa
Haqarbnoii cr}IreHr
3aM.

f/

a1c"/

-.____.-.7_IIoEoMap€Ba
llporol(on Ns 1
or <<27t> aaryua 2024 r.

I,LB.

Ilporo(on N! 1
or <<28> aerycra

fiwtustoa V.B
2024

PAEOqA-fl IPOIPAMMA

Iro pa3BrrTI{rc KOrHrrTr{BHoi coepbl r{ JIr{tIHOCTHbIX
ocooeHHocrefi y Aerefi c OB3

r. Kanrexlca 2024

r.

,

Программа коррекционной работы психологического сопровождения ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) входит программа коррекционной работы психологического сопровождения обучающихся..
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике,
программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического
поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы,
личностных качеств и поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:
- Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и
абстрагируют признаки предметов);
- Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;
- Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота
забывания, запоминание механическое
- Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических процессов и органического поражения головного мозга;
- Недостаточное развитие мелкой моторики;
- Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря,
отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
- Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен,.
- Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая
самооценка, проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;
-Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться
требованиям учителя, школьной дисциплине).
-Состояние нервной системы ослаблено - дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности, у них появляются головные боли, что
приводит к повышенной истощаемости и низкой работоспособности;
-Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде
нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным
эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены
людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма
ограниченны.
1

Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а
также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Цель психологической программы – создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития
обучающихся и их успешного обучения.
Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.
Задачи коррекционной работы
Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта,
индивидуально-типологических свойств личности;
2.
Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;
3.
Формирование положительной мотивации к обучению;
4.
Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение
агрессивности;
5.
Создание благоприятного психологического климата;
6.
Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;
7.
Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям
8.
Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций;
9.
Определение динамики развития обучающегося;
10.
Психологическое просвещение педагогов и родителей
1.

Принципы коррекционной работы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой
и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с лёгкой умственной отсталостью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

2

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи на всем протяжении
обучения школьника с учетом изменений в их личности.
-Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное
влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Направления коррекционной работы и их характеристика
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Диагностическая работа.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1.




Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего
образования;
3.
Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

психолого-педагогическое обследование,

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с учащимися, учителями и родителями,

изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:

составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
3

организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное
развитие,

разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ
(методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления
нарушений развития учащихся,

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

занятия индивидуальные и групповые,

игры, упражнения, этюды,

психокоррекционные методики,

беседы с учащимися,

организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).


Консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
3.

Консультативная работа включает:

психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном
взаимодействии конкретных учащихся,

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в
освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация,
- анкетирование педагогов, родителей,
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому,
ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа включает:

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей,

оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
4

психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Формы работы по реализации программы:

Индивидуальная

Подгрупповая (2-4 чел.)

Групповая (6-8 чел.)
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятия за 1 год обучения (1 час в неделю).
Каждая встреча рассчитана на 40 минут.
Реализация программы.
1.Сбор данных о ребенке через изучение медицинской и педагогической документации. Заполнение индивидуальной карты ребенка.
2.Выявление коэффициента интеллекта и уровня развития всех психических функций через диагностическое обследование.
3. Коррекция всех психических процессов, мелкой моторики и личностных особенностей через коррекционные игры и упражнения.


В процессе работы с учащимися реализуются:
 Учебно-методические пособия: мозаики, пазлы, шнуровки, разрезные картинки, конструкторы, логическое домино, массажные мячи и мн.др;
 Собственные разработки групповых занятий по сюжетам сказок «Колобок», «Путешествие зайки в лесу», «Путешествие в сказку» и др.,
 Элементы игровой терапии из сборника Х.Кэдьюсон, Ч.Шефер «Практикум по игровой психотерапии, М.А.Панфилова «Игротерапия
общения»,
 Пальчиковая гимнастика из сборников В.Егоровой «Расскажи стихи руками»
 Арт – методы (изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и
построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Работа с изобразительными материалами снимает эмоциональное напряжение)
4.
5.

Определение динамики развития ребенка проводится в конце 4 класса при переходе в среднее звено.
Психологическое просвещение педагогов и родителей проводится через консультирование, ознакомление с результатами обследования,
коррекционных занятий, выступления на педсоветах, МО.

Содержание программы
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие
традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного
эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит
обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы,
формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм
взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
5

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых
при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии
пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на
решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем
слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи
детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе
мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного
материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает
возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при
выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном
занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных
действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед
прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и
успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных
успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в
целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока:
1.Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
2.Самопознание. Что я знаю о себе:
6

- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3.Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной
происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
 коррекция агрессивности обучающихся.
№ п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов программы
Диагностика познавательной сферы.
Развитие и коррекция познавательной сферы.
Самопознание. Что я знаю о себе.
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Итого часов:

Количество часов
2
8
8
8
8
34

Содержание программы.
1. Диагностика познавательной сферы (2 час).
2. Развитие и коррекция познавательной сферы (8 часов).
7

Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания.
Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков:
классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
3. Самопознание (8 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем
нужен этикет. Умение вести беседу.
5. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (8 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать
собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные
зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие
собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы.
Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Планируемый результат:
-Повышение продуктивности внимания;
- Развитие мышления, памяти;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
8

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Раздел
Тема урока
программы
Обследование
детей:
комплектование
Диагностика
групп для
коррекционных
занятий
Увеличение
объема внимания и
наблюдательности

Развитие и
коррекция
познавательной
сферы

Увеличение
уровня
распределения
внимания
Усиление
концентрации и
устойчивости
внимания

Дата

Кол-во
час

Задачи

2

1. Определение уровня сформированности
познавательных процессов, коммуникативных навыков,
эмоционально-волевой сферы;
2. комплектование групп для коррекционных занятий;
3. воспитание положительного отношения к занятиям

1

1. Увеличение объема внимания учащихся;
2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;
3. воспитание внимательного отношения к
окружающему миру

Выполнить
упражнение «Кто
больше увидит и
запомнит»

1

1. Увеличение уровня распределения внимания;
2. коррекция избирательности внимания;
3. воспитание настойчивости и выдержки

Закрепить упражнение
Распределение
Бумага, карандаши
«Обратный счет»
внимания

1

Тренировка
переключения
внимания

1

Развитие слуховой
памяти

1

Развитие
зрительной памяти

1

1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;
2. развитие умения регулировать свои действия;
3. воспитание потребности в самоорганизации
(аккуратности, настойчивости).
1. Формирование способности к переключению
внимания, вхождения в деятельность;
2. развитие адекватных представлений о своих
возможностях;
3. формирование умения доводить начатое дело до
конца.
1. Обучение приемам запоминания;
2. развитие и коррекция слуховой памяти;
3. воспитание настойчивости и выдержки.
1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;
2. развитие и коррекция зрительного восприятия и
памяти;
3. воспитание внимательного отношения к

Домашнее задание

Наглядность и
оборудование

Сюжетные
картинки, поле
расчерченное на
клетки,
«лабиринты»,
пуговицы

Понятийный
аспект

Внимание,
наблюдательнос
ть

Образцы рисунков,
Концентрация
Упражнение
бумага, карандаши,
внимания,
«Выполни по образцу» сюжетные
устойчивость
картинки
Работа с красночерной таблицей

Красно-черная
таблица

Переключение
внимания

Запомнить «звуки
леса»

Небольшой рассказ

Слуховая
память

Ответить на вопрос
«Зачем нам нужна
зрительная память?»

Репродукция
Зрительная
картины в жанре
память
бытовой живописи

9

Развитие
ассоциативной
памяти
Развитие
мыслительных
навыков:
классификация
Развитие
мыслительных
навыков:
обобщение

Самопознание.
Что я знаю о себе

1

1

1

Причинноследственные
отношения

1

Зачем нужно знать
себя?

1

Мое тело

1

Мой волшебный
мир

1

Самоценность

1

Мои достижения

1

окружающему миру.
1.Развитие ассоциативной памяти;
2. формирование полноты воспроизведения словесного
материала;
3. воспитание личностных мотивов запоминания,
умение обучающихся создавать установку на
длительное запоминание.
1. Формирование мыслительных навыков:
классификация;
2. развитие интересов и познавательной активности;
3. воспитание положительного отношения к учебе.

Составить
ассоциативный ряд
для запоминания

Карточки с
заданиями

Придумать несколько
Карточки с
предметов,
объектами для
относящихся к одному
классификации
классу

1. Формирование мыслительных навыков: обобщение; Найти общий признак
Карточки с
2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;
объектов и дать
заданиями
3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.
обобщенное название
1.Формирование способности понимать связи событий
и строить последовательность причинно-следственных
отношений;
Найдите причину
2. развитие стремления применять полученные знания в
заданных событий
повседневной жизни;
3. воспитание интереса к различным видам
деятельности
1. Формирование мотивации к самопознанию;
2. развитие самодеятельности, активизация процесса
Выполнить рисунок
познания себя и окружающего мира;
«Я в лучах солнца»
3. воспитание самостоятельности, самоконтроля
1. Закрепление знаний о своем теле;
2. формирование и закрепление представлений о
Рассказ «Как должен
гендерных различиях;
выглядеть мальчик и
3. воспитание внимательного отношения к
как девочка»
окружающим
1.Формирование способности познавать свой
внутренний мир;
Ответьте на вопрос
2. развитие навыков самопознания;
«Какой Я?»
3. гармонизация эмоционального состояния
1. Формирование понятия о самоценности собственного
«Я»;
2. развитие представлений о своих возможностях,
Ответьте на вопросы
умений адекватно оценивать себя;
3. воспитание уверенности в себе
1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути Напишите, какие

Ассоциации

Мышление,
классификация
Мышление,
обобщение

Карточки с
заданиями

Причина,
следствие

Тетради,
карандаши

Самопознание

Фотографии
мальчиков и
девочек

Тело,
противоположн
ости

Карточки с
различными
качествами
характера

Внутренний
мир

Тетради,
карандаши, листы Самооценка
формата А 4
Листы с надписями Достоинства,

10

Буду делать
хорошо и не буду
плохо

1

Взаимодействие

1

Как мы видим друг
друга

1

Я глазами других

1

Развитие
Дружба
коммуникативных
начинается с
навыков. Я и
улыбки
другие

1

Разговор взглядов.
Пойми меня

1

Умеем ли мы
вежливо
общаться?

1

Поведение в
общественных
местах

1

самокритики;
достоинства вы бы
2. продолжение развития навыков самоанализа и
хотели приобрести
самооценки;
3. воспитание самостоятельности, рассудительности.
1. Формирование навыка уверенного поведения;
Подумайте, какие
2. развитие умения регулировать свои действия;
люди вам больше
3. воспитание умения прогнозировать собственную
нравятся
деятельность.
1. Дать представление о значении совместной работы в
жизни человека;
Повторить, что такое
2. развитие навыков общения;
взаимодействие
3. воспитание общительности, чуткости
1.Формирование умения видеть положительные
качества у других людей;
2. развитие и коррекция представлений о личности,
Назовите
индивидуальных особенностях и способностях
положительные
человека;
качества своего друга
3.воспитание чувства личной ответственности за свои
дела и поступки
1. Формирование способности к самопознанию;
Закончите
2. развитие способности принимать друг друга;
предложения
3. воспитание уважения друг к другу
1.Формирование наблюдательности и умения слушать
другого;
Подумайте с какими
2. развитие умения вступления в контакт.
людьми вам нравится
3. воспитание уважения друг к другу, способности
общаться
услышать другого человека
1.Формирование умения понимать друг друга;
2. коррекция форм общения, обогащение его
Подумайте, какие у
содержания;
вас существуют
3. воспитание доброго, доверительного отношения друг трудности в общении
к другу
1. Дать обучающимся определение понятия
«вежливость»;
Проанализируйте,
2. помощь в осмыслении своего отношения к
часто ли вы бываете
окружающим;
вежливы
3. воспитание доброго, доверительного отношения друг
к другу
1.Формирование положительного отношения к
Повторить правила
общепринятым нормам поведения;
этикета
2. развитие умения регулировать свои действия;

«Продаю»,
«Покупаю»

недостатки

Мяч, бланки с
тестом, листы
бумаги

Уверенность,
неуверенность,
сильная
личность

Тетради, ручки,
листочки для
записей

Совместная
работа,
взаимодействие

Карточки с
положительными и Личностные
отрицательными качества
качествами
Тетради,
карандаши, мяч

Самоанализ

Тетради для
Умение
записей, бланк
слушать,
теста «Умеешь ли умение
ты слушать?»
слышать
Бланки с
пословицами для
каждого
обучающегося

Понимание

Тетради с записями Вежливость

Атрибуты для игры
Этикет, правила
«День рождения»,
поведения
карточки с

11

Урок мудрости
(уважение к
старшим)

1

Восприятие мира
(наши
органы
чувств). Что такое
эмоции

1

Чувства и
поступки

1

Стресс

1

Почему некоторые
привычки бывают
вредными

1

Умей выбирать

1

Я отвечаю за свое
решение

1

Хозяин своего «Я»

1

3. воспитание навыков культурного поведения
названием ролей
1.Формирование навыка ведения беседы;
Придумайте тему
Карточки с
2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в
беседы и побеседуйте заданиями по
ситуации общения, особенностям диалогической речи;
с другом
культуре беседы
3. воспитание потребности в самоорганизации
1. Расширение знания обучающихся о чувствах и
эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц,
Пиктограммы с
связанных со сферой чувств;
Закрепить основные
изображением
2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной
понятия
различных эмоций
сферы подростков;
3. воспитание доброго, доверительного отношения друг
к другу
1. Формирование умения выражать свои чувства;
Тетради, ручки,
2. развитие эмоциональных и волевых процессов;
Подготовить рассказ цветные
3. воспитание чувства личной ответственности за свои «Как я злюсь»
карандаши, бумага
дела и поступки
формата А
1. Формирование умения идентифицировать
собственные эмоциональные состояния;
Понаблюдать за
2. развитие осознанности своего психоэмоционального
Тетрадь для
сменой настроения (от
состояния;
записей, ручка
чего зависит)
3. формирование потребности в саморегуляции
(самоконтроле)
1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;
Попробуйте
2. развитие представлений об опасности вредных
Тетради, ручки,
привычек, определение характера и методов борьбы с избавиться от вредных ватман, маркер
привычек
опасностью;
3. воспитание ответственности, самоконтроля
1. Формирование представлений об ответственности и
Ответить на вопрос:
доверии;
Тетрадь для
«Легко ли быть
записей, ручка
2. коррекция существующего опыта ответственности;
ответственным?»
3. воспитание самоконтроля, рассудительности
1. Формирование навыков противостояния групповому
давлению;
Можете ли вы
Тетрадь для
2. развитие способности принимать собственное
противостоять мнению
записей, ручка
решение;
коллектива?
3. воспитание нравственных качеств,
самостоятельности
1. Формирование умения контролировать свое
поведение;
Повторить способы
Тетрадь для
2. развитие способности управлять собственными
защиты прав
записей, ручка
поступками;

Беседа, диалог

Чувства,
эмоции

Агрессия,
обида,
выражение
Настроение,
эмоциональное
состояние
Вредная
привычка,
соблазн,
зависимость
Ответственност
ь, доверие
Групповое
давление,
собственное
решение
Права, границы,
насилие

12

Понятие
«конфликт», мое
поведение в
трудных ситуациях

Надо ли уметь
сдерживать себя?

1

1

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.
1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка
умения предотвращать конфликт;
2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;
3. воспитание рассудительности, терпимости,
самоконтроля
1. Формирование умения контролировать свои
агрессивные устремления;
2. коррекция агрессивного поведения, выработка
приемлемых способов разрядки гнева;
3. воспитание чувства личной ответственности за свои
дела и поступки

Зафиксируйте
Тетради, бланки
Конфликт,
ситуацию, когда
теста
конфликтная
удалось предотвратить «Конфликтный ли
ситуация
конфликт
ты человек?»
Повторить
упражнение «Злые
кошки»

Текст «Притчи о
змее»,
релаксационная
музыка

Агрессия,
агрессивное
поведение

Карта первичного психологического обследования учащегося Центра ПМСС.
Ф.И.О. _________________________________________________________
Класс________________ Дата рождения___________________ Возраст___________
Дата поступления в Центр ПМСС____________________________________________
Дата обследования_______________________________________________________
13

Результат.
Общая осведомленность.
Свои фамилия
Имя
ФИО родителей:
Сколько лет
Дата рождения
Сведения о семье, друзьях, школе
Знание времен года:
Частей суток:

Отчество
Дом. адрес
Дней недели:
Месяцев:

Восприятие.
Складывание разрезных картинок:
«Матрешка» из 4 равных частей
«Домик» из 4 неравных частей
Наложенные изображения из 6 предметов:
Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел, оранж, фиол, серый
Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Память
Слуховая: из 10 слов запоминает при 1-ом воспроизведении
при 3-ем воспроизведении
Динамика запоминания равномерная
Зрительная: «Воспроизведение фигур» из 9-ти Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит Механическая: в прямом порядке в обратном -

слов
слов

Мышление
Обобщение: игрушки
овощи
одежда
фрукты
обувь
ягоды
посуда
дом. животные
мебель
дикие животные
Исключение - «Четвертый лишний»:1. Суп, хлеб, тарелка, котлета
2. Береза, ромашка, ель, тополь
3. Петя, Коля, Дима, Иванов
Серия сюжетных картинок: верно, неверно
порядок раскладывания Сходство – отличие понятий:
14

сходство

отличие

1. апельсин - солнце
2. девочка - кукла
Определение понятий: что такое стол
шапка
подушка
Вербальные аналогии:
1. Коза – козленок
2. Больница – врач
3. Охотник - ружье
Кошка Школа Рыбак Невербальные аналогии: из трех вариантов верно Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной
координации.
Допущено ошибок ____________уровень.
Графический диктант

Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого

Умение выполнять задание по заданному образцу
Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта: -вербальный равен
баллов
4.
5.

невербальный равен
баллов
общий
баллов, что соответствует____________________________________

Низкие результаты в субтестах:
Вывод:
Рекомендации

Психолог Центра ПМСС
Карта психологического обследования ребенка.
Ф.И.О. _________________________________________________________
ДОУ №________________ Дата рождения___________________ Возраст___________
Дата обследования_______________________________________________________
Результат.
Общая осведомленность.
Свои фамилия
Имя
Отчество
ФИО родителей:
Сколько лет
Дата рождения
Дом. адрес
15

Сведения о семье, друзьях.
Знание времен года:
Основные приметы: летоосеньзимавеснаДни недели:
Части суток:
Месяцы:
Счет: прямой от 1 до 10
обратный от 10 до 1
Восприятие.
Складывание разрезных картинок:
«Матрешка» из 4 равных частей
«Домик» из 4 неравных частей
Наложенные изображения из 6 предметов:
Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел,
Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Память
Слуховая:
1 Дерево
2. Кошка
3. Стол
4. Молоко
5. Школа
6. Машина
7. Лето
Вывод: из 7 слов запоминает при 1-ом воспроизведении
слов
при 3-ем воспроизведении
слов
Динамика запоминания равномерная
Уровень развития слуховой памяти__________________
Зрительная: Из 7 картинок правильно воспроизвел Уровень развития зрительной памяти________________
Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит Механическая: в прямом порядке – 3,8,6
4,1,7,5
2,7,3,5,8
в обратном 2,5
3,6,1
7,3,9,2
Мышление
Обобщение: игрушки
овощи
16

одежда
фрукты
обувь
ягоды
посуда
дом. животные
мебель
дикие животные
Исключение - «Четвертый лишний»: На наглядном материале:
Серия сюжетных картинок: верно, неверно
порядок раскладывания Сходство – отличие понятий:
сходство

отличие

1. апельсин - солнце
2. девочка - кукла
Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной
координации.
Допущено ошибок ____________уровень.
Графический диктант

Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого

Умение выполнять задание по заданному образцу
Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта: -вербальный равен
баллов
6.
7.

невербальный равен
баллов
общий
баллов, что соответствует____________________________________

Низкие результаты в субтестах:
Вывод:
Рекомендации:
Психолог:_______

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».