Положение
о порядке проведения итоговой аттестации обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Общие положения
1.1 Положение о порядке проведения итоговой аттестации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработано в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального
государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г.
№ 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)», приказом Министерства образования и науки РФ от 14.10.2013 г. №1145
«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»,
Уставом МОУ СОШ №9 г. Каменки. Положение регулирует порядок проведения
итоговой аттестации обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.2 Итоговая аттестация проводится с целью оценки результатов учебной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
установления их соответствия требованиям ФГОС УО.
1.3 Итоговая аттестация проводится на основепринципов объективности и независимости
оценки
качества
подготовки
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.4 При проведении итоговой аттестации критериями оценки служат объем, полнота,
системность и обобщенность усвоенных знаний, умений и навыков, а также
учитываются
личностные
результаты,
наличие
динамики
и
особенности
психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).Итоговая аттестация, завершающая освоение адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является обязательной и проводится в порядке и
форме, установленными МОУ СОШ №9 г. Каменки ). Организация итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.5 Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП.
1.6 К итоговой аттестации допускаются обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), не имеющие академической задолженности и в
полном объеме выполнившие учебный план. Допуск к итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оформляется протоколом педагогического совета, на основании которого издается
приказ по школе.
1.7 Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится экзаменационной комиссией МОУ СОШ №9 г. Каменки,
состав которой утверждается приказом директора .
1.8 Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится по утвержденному директором расписанию,которое не
позднее, чем за две недели д оначала экзаменационного периода, доводится до сведения
учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
1.9 Обучающиеся, непрошедшиеитоговую аттестацию или получившие на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторную итоговую
аттестацию в дополнительные сроки, указанные в расписании проведения итоговой
аттестации, утвержденным приказом директора МОУ СОШ №9 г. Каменки.
1.10 Сроки проведения испытаний обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) образовательная организация устанавливает
самостоятельно.
1.11 Испытания для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводятся с 10 часов по местному времени в максимально
благоприятной обстановке.
1.12 Количество астрономических часов, отведенных на эти испытания – до 3-х
астрономических часов.
1.13 Выпускнику, заболевшему в период экзаменов, предоставляется возможность сдать
пропущенные испытания после выздоровления, при наличиизаявленияродителей
(законныхпредставителей) и медицинской справки о временной нетрудоспособности
ребенка по болезни, в том числе отображаемой в электронном журнале.
1.14 Содержание экзаменационных материалов рассматривается на педагогическомсовете и
утверждаетсяприказомдиректоранепозднее, чемза 1 месяц до начала итоговой
аттестации.
1.15 Экзаменационный материал заверяется печатью образовательного учреждения и
хранится узаместителя директора.
2.
Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с легкой и умеренной
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.1
Обучающиеся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по завершению реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы проходят итоговую аттестацию в форме двух испытаний: первое – предполагает
комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
чтения, математики и основ социальной жизни; второе – направлено на оценку знаний и
умений по выбранному профилю трудового обучения.
2.2
Комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского
языка, чтения, математики и основ социальной жизни проводится в форме метапредметного
теста.
2.3
Оценка знаний и умений, обучающихся с легкой и умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по выбранному профилю труда проводится
в форме практической экзаменационной работы и в форме устного ответа по
экзаменационным билетам или в форме собеседования, состоящего из двух
теоретическихвопросов, направленных на выявление базового уровня знаний и умений,
соответствующих программным требованиям по предмету «профильный труд».
2.4
На устный ответ по экзаменационным билетам (или на собеседовании)
обучающемуся отводится не более 30 минут.
2.5
Между практической экзаменационной работой и устным ответом по
экзаменационным билетам (или на собеседовании) устанавливается 20-ти минутный
перерыв.
2.6
Вопросы и задания к метапредметному тесту и экзаменационным билетам (или
собеседованию) для проведения итоговой аттестации разрабатываются педагогами
самостоятельно с учетом содержания учебных программ и уровня подготовки обучающихся.
2.7
Итоговая
аттестация
обучающихся
проводится
в
благоприятной
психологическойиорганизационнойобстановке, исключающейотрицательноевлияние на
психофизическое состояние обучающихся.
2.8
Для выполнения практической экзаменационной работы по выбранному профилю
труда обучающемуся предоставляется рабочее место, оснащенное необходимым
оборудованием и материалом. Обучающемуся предоставляется образец, в соответствии с
которым он выполняет практическую работу.
2.9
Перед началом практической работы учитель по профильному труду сообщает
обучающемуся задание и условия его выполнения, проводит инструктаж по технике
безопасности.
2.10
Практическая работа оценивается по следующим показателям:
умение рганизовать своерабочее место;
умение рационально спланировать свою работу;
соответствие изделия предложенному образцу;
соблюдение техники безопасности при выполнении работы.
2.11
При выставлении итоговой отметки по профилю трудового обучения надлежит
руководствоваться следующим:
отметки за выполнение практической работы и ответ на вопросы экзаменационных
билетов (или в ходе собеседования) выставляются в ведомости отдельно;
итоговая отметка по профилю трудового обучения выставляется как совокупная по
результатам выполнения практической работы и устного ответа по экзаменационным
билетам (или по результатам собеседования).
2.12
Для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обучающихся на дому по состоянию здоровья, итоговая
аттестация проводится в форме метапредметного теста и устного ответа по
экзаменационным билетам (или в форме собеседования). Экзаменационный билет
(собеседование) состоит из двух теоретических вопросов, направленных на выявление
базового уровня знаний и умений, соответствующих программным требованиям по предмету
«профильный труд». Итоговая аттестация проводится на дому в присутствии
экзаменационной комиссии, состав которой утверждается приказом директора.
3.
Оценкарезультатовиспытаний.
3.1 Для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) отметки за выполнение практической работы, экзаменационной работы в
форме устного ответа (или собеседования), метапредметного теста заносятся в
экзаменационный протокол и в электронный журнал.
3.2 Все протоколы экзаменов подписываются членами экзаменационной комиссии и
хранятся в соответствии со сроками, предусмотренными номенклатурой дел для
образовательной организации.
3.3 Результаты испытаний обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оцениваются по пятибалльной шкале.
4.
Порядок выдачи документа об окончании образовательного учреждения.
4.1 Лицам
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(с
различными
формамиумственнойотсталости)выдаетсясвидетельствообобучениипообразцуив порядке,
которые устанавливаются приказом Министерства образования и науки России от 14
октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка
его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общегообразования
и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
4.2 Свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения не позднее
десяти дней после даты распорядительного акта об отчислении выпускников из
образовательной организации.
4.3 Решение о выдаче документа оформляется протоколом педагогического совета, на
основании которого издается приказ по образовательной организации.
4.4 В свидетельство выставляются итоговые отметки по каждому учебному предмету
обязательной части базисного учебного плана и части учебного плана образовательного
учреждения, формируемой участниками образовательного процесса, изучавшим
выпускником (в случае, если на его изучение отводилось по учебному плану
образовательного учреждения не менее 64 часов за два учебныхгода). В разделе
«дополнительные сведения» перечисляются наименования учебных курсов, предметов,
дисциплин, изученных выпускником в объеме менее 64 часов за два учебных года, в том числе в
рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательным
учреждением.
.