Программа дополнительного образования Играем в театр

Утверждаю:
Директор МОУ СОШ № 9 им.
Кирилла и Мефодия
_________ И.В. Данилов
Протокол № 88 от 30.08.2024г.

Принято:
на педагогическом совете
от 28.08.2024г.
Протокол № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАРОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ИГРАЕМ В ТЕАТР»
Возраст детей - 8 - 17 лет
Срок обучения - 5лет.

Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Исайкиной Жанны Эдуардовны
г. Каменка, 2023 г.

Содержание.
1

Пояснительная записка

3 стр

2 1. Планируемые результаты

7 стр

3 2. Формы и методы контроля, система отслеживания
результатов освоения программы
4 3. Учебно - тематический план

8стр

5 4. Содержание программы

11стр

6

Календарный график

7 5. Организационно-педагогические условия реализации
программы
8 6. Литература для педагогов
9

Литература для учащихся

9стр

16стр
17стр
20стр
21стр

107. Словарь терминов

22стр

118. Приложение

23стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Играем в театр» по содержанию - художественной направленности, по
уровню освоения – ознакомительная; по степени авторства модифицированная. Программа рассчитана на 1 год и реализуется на базе
2

Муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 9 им. Кирилла и мефодия г. Каменки в
объединении «Маски».
Программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ
Об образовании в Российской Федерации;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018
г. №3;
-Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Письмо от 18.11.2015 г. № 09-32-42 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных образовательных программ»
- Устав и локальные акты МАОУ ДО ЦРТД и Ю:
- Положение о дополнительных общеразвивающих общеобразовательных
программах, реализуемых в объединениях дополнительного образования
детей МАОУ ДО ЦРТД и Ю. Приказ № 61 от 30.08.2023г
- Положение о промежуточной аттестации. Приказ № 61 от 30.08.2023г.
Актуальность программы. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность учащегося, оптимизировать процесс развития речи, голоса,
чувства ритма, пластики движения. Именно средствами театральной
деятельности возможно формирование активной творческой личности,
способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. Работа по
программе позволяет организовать коллективную театрализованную
деятельность направить её на целостное воздействие на личность
учащегося, его раскрепощение, собственное творчество; корректирует
коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения,
радости, успешности.
3

Отличительные особенности программы.
В процессе реализации настоящей программы, учащиеся имеют
возможность одновременно получать комплексные знания, развивать
синтетические способности и совершенствовать навыки социального
взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные
спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс
профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к
обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует
устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую
деятельность, способствует успешной социализации.
Новизна программы. Новизна Программы заключается в том , что
учащимся дается возможность самим придумывать игры, сказки, рассказы,
сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а
самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию
наблюдательности у учащихся.
Новизна также заключается в применении здоровье сберегающих
технологий:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика.
В коммуникативной деятельности учащиеся высказывают свое
собственное мнение. Программа ориентирована на всестороннее развитие
личности учащегося, его неповторимую индивидуальность.
Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания
каждого учащегося объединения и достичь комфортных условий для
творческой самореализации.
Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых
знаний, готовить учащихся к освоению накопленного человечеством
социально-культурного опыта, адаптации в окружающей среде, позитивному
самоопределению.
Личностно-ориентированный
подход
к
образованию
с
использованием здоровье сберегающих технологий способствует
сохранению и укреплению физического и социального здоровья учащегося.
Огромная познавательная и нравственная роль театрального
воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания,
ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи,
моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному
формированию психической деятельности.
Принципы программы
4

- систематичность
- доступность
- наглядность
- целостность
Воспитательный потенциал программы
Программа формирует культуру поведения, способствует выявлению
учащихся с выдающимися способностями, одаренностью, развивает их
потенциал. Театрализованная деятельность помогает преодолевать робость,
неуверенность в себе, застенчивость.
В процессе работы по программе
активизируется словарь учащегося, совершенствуется звуковая культура
речи. Реализация Программы способствует формированию коллектива, для
которого характерна атмосфера доверия, дружбы, взаимопомощи.
Содержание программы Программа рассчитана на 1 год и дает
уникальную возможность помочь раскрыть и развить творческие качества.

Программа состоит из 5 разделов:
1. Основы актерского мастерства
2.
Театральные игры
3.
Сценическая речь
4.
Сценическое движение
5.
Работа над спектаклем (постановочная работа)
Раздел «Театральные игры» Изучая темы раздела учащиеся выполняют
различные творческие задания, играют в подвижные игры на координацию
движений, внимание, много импровизируют, выполняют упражнения на
снятие мышечного зажима.
Раздел «Основы актерского мастерства» направлен на раскрытие
таланта учащегося, на расширение жизненного опыта.
Занятия актерским мастерством стимулируют развитие основных
психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют
расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.
Раздел «Сценическая речь»
В разделе «Сценическая речь» учащиеся знакомятся с многообразием и
многофункциональность языка. Работают над дыханием, голосом и
дикцией. Изучают
темп речи, ритм. Выполняют тренировочные
упражнения на интонирование междометий, на плавность и медленность,
слитность речи.
Раздел «Сценическое движение»
В разделе изучаются упражнения на развитие координации движений.
Укрепление мышц туловища. Моторные упражнения для развития гибкости
5

и подвижности рук. Упражнения в равновесии (управление центром
тяжести тела). Выполняются этюды.
Раздел «Постановочная работа»
Раздел программы приоткрывает
тайну мастерства создания образа. Даёт понимание того, что театр искусство коллективное, а спектакль - результат этого творчества.
«Постановочная работа» - это поэтапная работа от выбора пьесы до
выступления.
Цель программы:
Развитие творческой активной личности
средствами театральной
деятельности.
задачи :
- способствовать овладению основами актерского мастерства,
сценической речи и сценических движений ;
- формировать художественно – эстетический вкус;
- формировать творческую активность
- воспитывать чувство коллективизма и требовательности к
себе;
- воспитывать чувство взаимопомощи и трудолюбия.
Адресат программы.

Возрастные особенности учащихся 6 -11 лет.
- у учащихся появляется стремление выделиться, обратить на себя
внимание;
- формируется целеустремленность, поэтому занятия дают
возможность добиваться поставленной цели;
- у учащихся развивается фантазия и воображение, что позволяет
развивать их творческие возможности.
Формы обучения: очная
Объем учебного времени и режим занятий
Объем учебного времени 144 часа в год.
Занятия проводятся
в соответствии с расписанием. Обучение
проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа (по 40 минут) с 1
десятиминутным перерывом.
Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения и включает один уровень
освоения умений и навыков: ознакомительный .
6

Ознакомительный уровень обучения предполагает овладение понятиями
и терминологией, овладение элементарными навыками сценического
мастерства, практическое применение знаний и умений в постановке
этюдов, творческие показы, участие в концертах, праздничных
представлениях. В завершении обучения проводится отчетный показ
инсценированных стихов, сказок, миниатюр или музыкально-литературных
композиций.
Планируемые результаты
Предметные результаты :
Учащиеся будут знать:
- основные понятия о театре, как о виде искусства;
- историю возникновения театра;
- навыки создания художественного образа;
- навыки сценического движения;
- навыки сценической речи;
- навыки работы над ролью;
- как использовать актерское мастерство;
Учащиеся будут уметь:
- выступать на сцене перед публикой;
- придумывать и разыгрывать несложные этюды и миниатюры,
используя выразительные средств (интонацию, мимику, жесты);
- пользоваться правильной техникой дыхания и речевого аппарата;
- работать над ролью: находить «зерно образа»;
- читать наизусть текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения.
Личностные результаты
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
- планировать и регулировать свою деятельность;
Метапредметные результаты.
- ставить цель, выполнять учебные задачи
- анализировать причины успеха и неуспеха, осваивать с помощью
педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
7

Формы и методы контроля и оценивания результатов.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных
форм аттестаций.
- входного контроля (тесты, опрос);
- промежуточной аттестации ( участие в обязательных творческих работах,
конкурсах, фестивалях);
- промежуточная
аттестации по завершению программы (премьера
спектакля, участие в творческих конкурсах, изготовление декораций).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы являются: участие в районных и областных смотрах
театральных коллективов, фестивалях театрального творчества, конкурсах.
Основной формой промежуточной аттестации по программе
«Лаборатория театрального мастерства» является выполнение творческих
работ (показ этюдов, чтение монологов). В процессе просмотра проходит
обсуждения оригинальности замысла и его воплощения автором.
Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная
аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: выполнение
творческих работ, самостоятельные работы по сценической речи и
актерскому мастерству, участие в районном смотре – конкурсе театральных
коллективов.
Промежуточная аттестация учащихся проводится два раза в год: в конце
первого полугодия (декабрь) и в конце второго полугодия (май).
Промежуточная аттестация по завершению программы проводится в
следующих формах: спектакль , защита творческих работ.
Результаты оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым учащимся;
- полноту освоения дополнительной образовательной программы.
Уровень освоения программы учащимися может определяться по
следующим критериям: (см Приложение)
Высокий уровень освоения программы :
1.Учащийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе.
2. Владеет сценическим вниманием, общением.
3.Фантазия и воображение активно развиты.
4. Поддерживает ролевой диалог.
5.На высоком уровне владеет словесным действием.
6.Умеет передать свои навыки другим учащимся.
8

7.Работоспособен.
Средний уровень освоения программы.
1.Учащийся достаточно активно, занимается в коллективе.
2.Не слишком работоспособен, так как быстро утомляется.
3.Фантазия и воображения не достаточно развиты.
4.Частично усваивается материал.
5.Имеет удовлетворительные знания по программе.
Низкий уровень освоения программы.
1.Не владеет сценическим вниманием.
2.Фантазия и воображение слабо развиты.
3.Плохо усваивает материал.
4.Пропускает занятия без уважительных причин.
5.Недисциплинированность.
Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование темы

Количество часов
Всего

1

Вводное занятие.

2

Теория
1

Форма
контроля
Практика
1

Творческая
игра

1

Импровизации

Раздел "Театральные игры"
2.1

Игры на знакомство.

2.2

Игры на произвольное
8
1
7
внимание.
Игры на воображение и
12
2
10
фантазию.
Игры на чувство партнера и
8
1
7
общения.
Раздел «Основы актерского мастерства"

Игра

3.1

Сценическое внимание.

8

1

7

Тренинг

3.2

Три круга сценического
внимания.
Сценическое воображение.

6

1

5

Наблюдение

6

1

5

Самостоятельна
я работа

2.3
2.4

3.3

2

1

Импровизации
Игра

9

3.4

Сценическое общение.

6

1

5

3.5

Освобождение мышц.

4

1

3

Общий игровой
этюд
Конкурс
актерского
мастерства

Раздел «Сценическая речь»

4.1 Речевой аппарат.

6

2

4

4.2 Разогрев тела.

5

1

4

4.3 Дыхательная разминка

4

1

3

4.4 Дикция.

5

1

4

Упражнение
на
артикуляцию
Чтение
скороговорок
Творческая
работа
Работа с
текстом

Раздел «Сценическое движение»

5.1 Разминка.

4

1

3

Упражнения

5.2 Движения и музыка.

4

1

3

5.3 Снятие мышечного зажима.

4

1

3

Музыкальнопластический
этюд
Тренаж

5.4 Ритм и координация
движений.
5.5 Пластическая импровизация

4

1

3

Импровизации

6

1

5

Показ этюдов

Раздел «Постановочная работа»

6.1 Инсценировка по сказке

6

1

5

6.2 Идейно-тематический анализ
инсценировки.
6.3 Этюд.

4

1

3

8

1

7

6.4 Музыкальное и шумовое
оформление спектакля.
6.5 Декорации, бутафория и
костюмы

2

1

1

6

1

5

6.6 Работа над спектаклем

14

1

13

Анализ
показанного
номера
Анализ
сюжета
Репетиционная
работа
Творческое
задание
Конкурс на
лучший эскиз
костюма
Показ
спектакля
10

зрителям
Итого:

144

27

117

Содержание
Раздел «Театральные игры»
Тема 1. Игры на знакомство.
Теория. Введение в предмет. Знакомство с группой. Правила поведения в
объединении. Задачи и содержание работы. Знакомство с техникой
безопасности в объединении, на сцене.
Практика. Игры и упражнения - «Знакомство-дразнилка», «Растущие
цепочки», «Встречи на перекрестке».
Контроль. Творческая игра «Волшебная корзинка».
Тема 2. Игры на произвольное внимание.
Теория. Творческая игра. Правила проведения.
Практика. Игры и упражнения - «Летает - не летает», «Крэо-кроу»,
«Зеркало-елочка», «Счетная машинка», и др.
Контроль. Игра «Круг внимания».
Тема 3. Игры и упражнения на воображение и фантазию.
Теория. Познание мира через игру. Игры народов мира.
Практика. Игры «Существительное + прилагательное», «Цепочка», «Живые
вещи», «Диагональ», «Соноскоп», др.
Контроль. Импровизации.
Тема 4. Игры на чувство партнера и общение.
Теория. Игровые комплексы на снятие мышечных зажимов. Игры на
чувство партнера и общение.
Практика. Игры и упражнения - «Поменяться местами в кругу», «Сесть
согласно числам дней рождения, «Диспетчер» и др.
Контроль: Игра «Пристройка».
Раздел «Актёрское мастерство».
Тема 1. Сценическое внимание.
Теория. Сценическое внимание, его определение.
11

Практика. Комплекс игр и упражнений по развитию сценического
внимания.
Контроль. Тренинг на внимание.
Тема 2. Три круга сценического внимания
Теория. Три круга сценического внимания: малый, средний и большой.
Практика.Игры-занятия
«Весёлые
обезьянки»,
«Вышивание»,
«Внимательные матрёшки».
Контроль. Наблюдение.
Тема 3. Сценическое воображение.
Теория: Сценическое воображение. Определение.
Практика: Упражнения на тренировку способностей создавать то, чего нет,
или фантазировать - «Я - скульптор, а моя рука - глина», «Чугунный шар»,
«Скудельный шар», «Замороженный», «Суета», «Переход», «Диалог
ногами» и др.
Контроль. Самостоятельная работа.
Тема 4. Сценическое общение.
Теория: Сценическое общение, как взаимодействие партнёров, слушание
партнёра.
Практика. Игры - «Телепаты» и «Кругосветное путешествие».
Контороль. Общий игровой этюд.
Тема 5. Освобождение мышц.
Теория: Освобождение мышц.
Практика: Упражнения,
помогающие снять напряжение, мышечный
зажим, «освободить» тело, сделать его легким и послушным - «Взрыв»,
«Ртутный шарик» и др.
Контроль. Конкурс актерского мастерства.
Раздел «Сценическая речь»
Тема 1. Речевой аппарат.
Теория: Анатомия и физиология речевого аппарата.
Практика: Разучивание комплекса упражнений по артикуляционной
гимнастике.
Контроль. Упражнение на артикуляцию.
Тема 2. Разогрев тела.
12

Теория. Значение разогрева тела. Правильность выполнения.
Практика: Упражнения для шеи и головы, упражнения для плеч, (ног,
упражнения на растяжку мышц.
Контроль. Чтение скороговорок.
Тема 3. Дыхательная разминка.
Теория. Виды дыхания. Дыхательная разминка. Правила выполнения.
Практика:
Комплекс игр по обучению верному смешаннодиафрагматическому дыханию.
Контроль. Творческая работа.
Тема 4. Дикция.
Теория: Понятие дикция и её значение для актёра.
Практика: Упражнения для совершенствования
произношения звуков.
Контроль: Работа с текстом.

навыков

чёткого

Раздел «Сценическое движение»
Тема 1. Разминка.
Теория. Упражнения на разогрев тела.
Практика: Комплекс упражнений на разогревание тела, подготовка
дальнейшей работе и концентрация внимания.
Контроль. Упражнения.
Тема 2. Движение и музыка.
Теория. Связь музыки и движения.
Практика: Игры-импровизации под музыку, передающие её характер и
настроение: «Самолёты и бабочки», «Осенние листья», «Огонь и лёд»,
«Пальма».
Контроль. Музыкально-пластический этюд.
Тема 3. Снятие мышечного зажима.
Теория. Мышечные зажимы. Умение владеть своим телом, попеременно
напрягать и расслаблять различные группы мышц.
Практика: Упражнения на умение владеть своим телом, попеременно
напрягать и расслаблять различные группы мышц: «Муравьи», «Буратино и
пьеро», «Баба яга», «Насос и кукла», «Снеговик», «Марионетки»,
«Гипнотизёр».
Контроль. Тренаж.
13

Тема 4. Ритм и координация движений.
Теория. Ритм и координация движений. Их значение для актера.
Практика: Упражнения и игры на чувство ритма, быстроту реакции и
координацию движений: «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Голова хвост»,
«Ритмический этюд».
Контроль: Показ этюдов
Раздел «Постановочная работа»
Тема 1. Инсценировка по сказке.
Теория: Понятие инсценировки, прочтение и обсуждение.
Практика: Игры - драматизации на темы знакомых сказок.
Контроль. Анализ показанного номера.
Тема 2. Идейно-тематический анализ инсценировки.
Теория: Понятие завязки, кульминации, развития и развязки сюжета.
Практика: Определение вместе со всей группой завязки, кульминации,
развития, развязки сюжета инсценировки.
Контроль. Анализ сюжета.
Тема 3. Этюд.
Теория: Понятие этюда.
Практика: Этюды на заданную тему, проигрывание отдельных сцен
спектакля в этюдном порядке.
Контроль. Репетиционная работа.
Тема 4. Музыкальное и шумовое оформление спектакля.
Теория. Роль музыки в спектакле
Практика: Подбор музыкальных отрывков и шумов.
Контроль. Творческое задание.
Тема 5. Декорации, бутафория и костюмы.
Теория. Понятия: Декорации, бутафория и костюмы.
Практика: Изготовление элементов декораций, лепка, разукрашивание
оформление бутафории, пошив костюмов.
Контроль. Конкурс на лучший эскиз костюма.
Тема 6. Работа над спектаклем.
Теория. Понятие: спектакль. Основные этапы работы над спектаклем.
14

Практика: Постановка спектакля по картинам.
Контроль: Показ спектакля зрителям.

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».