Принято:
на педагогическом совете
от 28.08.2024г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ № 9 им.
Кирилла и Мефодия
_________ И.В. Данилов
Протокол № 88 от 30.08.2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юнармейский отряд»
10-11 классы
2024 - 2025 учебный год
Составил: Никитин А.А.
Возраст учащихся: 8-17 лет
Срок реализации: 1 год
г. Каменка, 2024 г.
Пояснительная записка
Мы учимся Россию защища
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военноприкладное дело в юнармейских и кадетских классах»
• по содержанию является социально-гуманитарной,
• по уровню освоения – ознакомительной,
• по форме организации - очной, групповой,
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно-правовы
документами:
• Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
• Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменени
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитан
обучающихся»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноя
2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательн
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлени
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утвержден
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета п
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
24.12.2018 г. № 16);
• Целевая модель развития региональной системы дополнительного образован
детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в результ
реформирования современного российского общества образовался социокультурн
кризис ценностей и социальных норм, в частности, в вопросах воспитан
патриотических чувств. Он коснулся всех слоев населения, но особенно остро - детей.
того, как подрастающее поколение будет относиться к своей Родине и своему Отечест
будет зависеть благополучие и процветание российского государства. Кроме то
геополитическая обстановка в мире продолжает обостряться. Открываются новые оч
напряженности, блок НАТО приближается к границам России.
Поэтому решение проблемы воспитания патриотизма и гражданственно
приобретает государственное значение. В том числе и военно-патриотичес
воспитание.
В эпоху реформ армии, с переходом на год военной службы, качественная подгото
призывника является актуальной, особо для боевых частей, которые первыми выполня
задачи в зонах боевых конфликтов. Данная программа построена с учетом интере
детей среднего и старшего школьного возраста, обучающихся в юнармейских
кадетских классах школы и имеет военно-патриотическую направленность.
Среди множества задач, решаемых в процессе обучения и воспитания школьник
выделим три очень важных, на наш взгляд, задачи.
1. Формирование всесторонне развитой личности учеников, направление их
правильный и здоровый путь развития.
В современных условиях, когда на неокрепшую личность ребёнка обрушивае
буквально вал негативного воздействия, беспощадно ломающий так мало защищённ
молодого человека, грубо толкающий его на нездоровый путь развития, тупиковый пу
бесперспективный,- очень важно помочь ребёнку не сбиться с правильного пу
выбрать правильное направление в жизни; поддержать ребёнка в этом выборе, пом
ему уверенно зашагать в верном направлении. А это, прежде всего, путь, ведущи
формированию здоровой, положительно направленной личности человека; пу
ведущий к раскрытию всех дарований и талантов, способностей человека, их развити
реализации, а не к прожиганию жизни, не тем более к медленному самоубийству че
призрачные удовольствия, так щедро навязываемые молодым людям современны
СМИ.
2. Юнармейские и кадетские классы – специфические образовательные едини
своеобразная образовательно-воспитательная система, имеющая наряду с други
отличительными особенностями и такую очень важную особенность как добровольно
поступления в класс на конкурсной основе.
Не использовать это при выстраивании образовательно-воспитательного проце
было бы совершенно неправильно. Интерес, энтузиазм, целеустремлённость ребят н
учитывать и при достижении конкретных прикладных результатов и в воспитательн
целях. Накладывая на процесс учебных занятий воспитательную доминан
руководитель имеет возможность, ненавязчиво, но неуклонно вести ребят в направлен
всестороннего развития, духовного обогащения и формирования положительн
направленности личности, воспитывать из ребят патриотов, добрых отзывчивых люд
достойных граждан России.
3. В современных условиях допризывная военная подготовка молодёжи яв
недостаточна, особенно для тех ребят, которые живо интересуются военно-прикладны
дисциплинами. Образовательная система просто обязана обеспечить реализацию эт
интереса в своих рамках, в особенности в условиях вариативности обучения в старш
классах школы.
Программа является комплексной, носит интегрированный характер, состоит
нескольких тесно взаимосвязанных курсов. Реализация всех курсов програм
позволяет добиться формирования всесторонне развитой и гармоничной лично
воспитанника.
Программа предусматривает тесное сотрудничество юнармейцев класса с други
военно-патриотическими объединениями Пензенской области. Это реализуется, преж
всего, в рамках деятельности пензенского регионального отделения Юнармии
пензенской Региональной ассоциации вневойсковой подготовки (РАВП) «Гвард
Вымпел».
Объём и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов – 144 для
класса и 180 – для 10 класса.
Предполагает теоретические и практические занятия с учащимися по различн
видам военно-прикладного дела.
Особое внимание уделено духовно-нравственному развитию личности молод
человека. В программе закрепляются навыки практическими делами: заботлив
отношением к ветеранам, охраной исторических и военных памятников, несени
Вахты Памяти, активным участием в военно-патриотических мероприятиях в масшта
города, района, области и во Всероссийских масштабах.
Физическое здоровье является приоритетной ценностью воспитания молодежи.
Программа предусматривает кроме теоретических занятий, постоянн
практические тренировки: регулярное посещение различных спортивных секц
(баскетбол, легкая атлетика, плавание, стрельба, футбол, хоккей), участие в спортивн
соревнованиях, которые имеют в школе массовый характер, участие в воен
спортивных играх, в военных сборах.
Результатами освоения данной программы и военно-патриотической работы
молодежью является воспитание патриотов Отечества.
Особенности организации образовательного процесса
Уровень обучения: ознакомительный (1 год обучения)
Практическое знакомство с основами строевой подготовки, обществен
государственной подготовки, огневой подготовкой, начальной туристическ
подготовкой, общефизической подготовкой и способами оказания первой помощ
Применяются теоретические, практические, игровые и соревновательные фор
занятий. Реализуются принципы наглядности, системности и последовательнос
доступности обучения.
Разделы:
1. Общественно-государственная подготовка - «Себе честь - Родине Слава».
2.Строевая подготовка – умение выполнять строевые приёмы, взаимодействоват
строю, правильно носить форменную одежду и гордиться ей.
3.Огневая подготовка – выработка навыков прицельной стрельбы.
4.Общефизическая, специальная физическая подготовка – система развивающ
физических упражнений и способов преодоления искусственных препятствий.
Цель программы воспитание гражданина и патриота своей Родины, способног
готового отстаивать её интересы.
Задачи:
- способствовать формированию личности, способной принимать решения
ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собо
референтной группой;
-профилактика асоциального поведения детей и подростков;
-глубоко осознанная профессиональная ориентация ребят;
- познакомить с историей создания и традициями юнармейского и кадетск
движения, Вооруженных Сил РФ, основными воинскими нормативно-правовыми акта
-комплексное развитие у них устойчивых навыков здорового образа жиз
физическое совершенствование.
- обучить учащихся практическим навыкам строевой подготовки;
- научить подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила
-всесторонняя подготовка выпускников кадетского класса к поступлению
высшие военно-учебные и другие образовательные учреждения страны.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предметные:
Теория (учащийся будет знать): историю развития юнармейского движения
России, Пензенской области, Каменском районе, в МОУ СОШ №9 г. Камен
государственные символы Российской Федерации; героев, прославивших Пензенск
область; основные вехи военной истории России; виды Вооруженных сил и рода вой
основы оказания первой помощи; правила безопасного поведения вне населенн
пунктов; понятия «военная топография», стороны горизонта, топографические знак
правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; основы и прав
стрельбы, материальную часть автомата Калашникова; основы выполнения приём
строевой подготовки; нормы воинского этикета; основы ведения здорового обр
жизни.
Практика (учащийся будет уметь): действовать в соответствии с этически
нормами поведения; уметь работать в группе сверстников; безопасно обращаться
стрелковым оружием; выполнять неполную сборку и разборку автомата Калашнико
стрелять из пневматической винтовки и газобаллонного пистолета; выполнять элемен
строевой подготовки; передвигаться по дорогам и тропам в составе груп
преодолевать несложные естественные препятствия; оформлять боевые листки
стенную газету; грамотно размещать посты в социальных сетях; исполн
патриотические песни;
Метапредметные:
- Познавательные: учащийся будет уметь проявлять самостоятельность в решен
познавательных задач.
- Регулятивные: учащийся будет уметь планировать, контролировать
корректировать учебные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Коммуникативные: учащийся будет уметь проявлять самостоятельность в решен
коммуникативных задач, участвовать в решении социальных вопросов детск
патриотического движения, принимать в жизни ответственные решения.
- Личностные: будут сформированы моральные нормы и ценности, характеризующ
личность юнармейца, кадета: мотивация к обучению, верность кадетским заповедям
юнармейским традициям, чувство ответственности за себя и других, личност
осознание понятия «Честь имею!», готовность служению Отечеству.
Заказчик программы: Администрация МОУ СОШ №9 г. Каменки Каменск
района Пензенской области.
Разработчик программы: классный руководитель юнармейского класса МОУ СО
№9 им. Кирилла и Мефодия г. Каменки, подполковник запаса Никитин А.А.
Принципы программы.
Приоритет продуктивности и надежности обучения обязывает педаг
осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целя
совершенствовать их в интересах гарантийного достижения целей.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучен
обусловлен объективно существующими этапами познания,
взаимосвяз
чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного
бессознательного.
Принцип демократичности предполагает, прежде всего, высокую степень дове
педагога к воспитанникам. При освоении программного материала принимаются
внимание буквально все инициативы и новации, исходящие от ребят. Если
предложения оказываются неуместными, надо тактично и доступно объяснить
ребятам. Хотя принцип демократичности предполагает, что любые новации при
адаптации к данным условиям приемлемы.
Принцип приоритета практики. Юнармейство и кадетство - это в значител
большей степени практика, чем теория. Научить ребят строевой выправ
результативной стрельбе из пневматической винтовки, добиться достижения и
высоких спортивных показателей и т.д. - это, прежде всего, кропотливые
систематические тренировки. Поэтому практическая направленность этой програм
имеет приоритетное значение.
Принцип систематичности соблюдается при решении любой задачи, рассчитанн
на длительную перспективу. Опора на ранее приобретённые знания и умен
закрепление уже приобретённых навыков, доведение их до автоматизма - краеугольн
камни продвижения вперёд по нелёгкой дороге постижения нового. Этот принц
надёжно проверен практикой и является неотъемлемой частью методики реализац
данной программы.
Принцип воспитания и всестороннего развития. Программа не ставит св
задачей только лишь цели достижения высоких технических результатов. Воспитан
подростков - главная задача нашего объединения. Развитие личности ребён
подготовка его к полноценной взрослой жизни, формирование у ребят высок
гражданственных чувств - одна из главных задач Юнармии.
Принцип партнерства. Данный принцип предполагает тесные партнерские связи
многими военно-патриотическими, досуговыми и культурными учреждениями
Каменки и Пензенской области, с воинскими частями. Для этого осуществляю
систематические связи с соответствующими организациями, организуется обм
положительным опытом работы, проводятся соревнования, совместные праздни
встречи и другие мероприятия.
Учебный план
№ п/п
1
2
3
4
Разделы
Строевая подготовка
Стрелковая подготовка
Общефизическая, специальная
физическая подготовка
«Себе честь - Родине Слава»
Итого:
Количество часов
36
36
18
18
108
Содержание программы.
Раздел «Строевая подготовка».
Задачи курса:
- выработка строевой выправки, подтянутости и выносливости;
- умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы;
- формирование
психологической
готовности
к
овладению
военн
специальностями.
Строевая подготовка - тот самый элемент воинского обихода, который сразу ж
очень значительно отличает военнослужащего от человека гражданского. Именно вое
форма, строевая выправка и строевая выучка зачастую привлекают молодых люд
военному делу. Учитывая, что занятия строевой подготовкой не требуют каког
сложного и дорогостоящего оборудования, но очень востребованы немалой час
молодежи, - разумно уделить этой учебной дисциплине соответствующее количе
времени в системе военно-прикладного дела.
Юнармейцы обязаны хорошо знать изучаемую тематику в теории, уметь в лю
последовательности и правильно выполнять все изучаемые строевые приёмы одиноч
подготовки и в составе строя. Уровень строевой подготовленности кадет должен б
нисколько не ниже подготовки солдат в армии после прохождения ими Курса моло
солдата.
Учебный курс включает:
I. Теоретическая подготовка:
—уставы Вооружённых сил, Строевой устав;
—Строевой устав о строевой подготовке;
—обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
—основные положения приказа Министра обороны о правилах ношения фо
одежды в армии.
II. Практическая подготовка:
—обучение первичным навыкам индивидуальной строевой подготовки и навы
строевой подготовки в составе отделения и взвода;
—совершенствование индивидуальной строевой подготовки кадет;
—подготовка к совместным строевым мероприятиям с другими формировани
военно-прикладной направленности
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
По итогам занятий в течение первого года обучающиеся:
знают:
- основные положения Строевого уставы Вооружённых сил РФ;
- порядок выполнения основных элементов строевых приёмов;
умеют:
-выполнять основные строевые приёмы индивидуальной строевой подготовки;
- выполнять основные элементы движения в строю.
Формы выявления и фиксации результатов:
-ежемесячный контроль индивидуальной строевой подготовки юнармейцев;
-участие в различных военно-патриотических мероприятиях с демонстрац
строевой выправки и подготовленности;
- участие в вахте памяти в честь Дня Победы.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятий
1
Введение.
2
Одиночная строевая
подготовка.
3
Строи отделений и
взвода.
4
Воинское приветствие.
Всего:
Теория
1
1
Количество часов
Практика
Всего
1
9
10
1
9
10
1
4
5
4
32
36
Содержание
Тема. Введение. Строевой устав.
Теория. Знакомство с целями курса «Строевая подготовка». Строевой У
Вооруженных Сил Российской Федерации. История Строевого устава. Роль и м
строевой подготовки в жизнедеятельности Вооружённых Сил. Обязанн
военнослужащих
Контроль. Устный зачёт
Тема. Строевые приёмы
Теория. Понятие «Строевая подготовка». Строй и его элементы. Обязанности
военнослужащих перед построением и в строю.
Практика. Выполнение строевых приёмов: строевая стойка, движение без ору
выход из строя и возвращение в строй. Повороты на месте. Движение строевым ша
Выполнение поворотов в движении. Подход к начальнику и отход от него. Размыкан
смыкание строя. Перестроения отделений и взводов.
Контроль. Строевой смотр.
Тема. Военная форма одежды.
Теория. Военная форма одежды. Правила ношения военной формы одежды.
Практика Составление памятки ухода за военной формы одежды.
Контроль. Тестирование
Тема. Воинское приветствие
Теория. Воинское приветствие. Виды воинского приветствия.
Практика. Воинское приветствие без оружия на месте и в движении. Воин
приветствие в строю на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в ст
Порядок подхода из строя к начальнику и отхода от него.
Контроль. Зачёт
Тема. Строи отделений и взвода.
Теория. Понятие «строй». Строй отделения. Строй взвода. Развёрнутый ст
Походный строй.
Практика. Построение отделения и взвода: развёрнутый строй, походный ст
Размыкание и смыкание строя. Выполнение перестроения отделений и взводов.
Контроль. Смотровой смотр.
Раздел «Стрелковая подготовка»
Задачи:
- подготовка подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах;
- формирование первичных знаний по истории создания и развития различных ви
стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристика
-привитие навыков безопасного обращения с оружием, правильного ухода и хранени
-развитие способностей детей к выполнению первичных приёмов стрельбы
достижение результативности в выполнении упражнения по стрельбе из пневматиче
винтовки.
Учебный курс включает:
1. Изучение и практическое освоение следующих основополагающих элеме
стрельбы:
- изготовка;
- прицеливание;
- дыхание;
- спуск курка.
2. Освоение техники стрельбы из положений стоя с упором и стоя без упора.
3. Совершенствование техники стрельбы из пневматического оружия.
Учебно-тематический план.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема занятий
Вводное
занятие:
Нормативная
база
об
использовании оружия на
территории РФ
Правила
безопасного
обращения с оружием
Материальная часть оружия
и основы стрельбы
Основы техники стрельбы
Общая
физическая
подготовка
Соревнования
Теория
Количество часов
Практика
Всего
1
-
1
1
1
2
оде
рж
ан
ие
Т
Норм
1
1
вная
об
1
23
24
испо
1
4
5
вани
оруж
1
2
3
на
терр
Итого:
6
30
36
ии РФ
Теория. Закон РФ «Об оружии» от 13 ноября 1996 года с последующими изменен
и дополнениями.
Тема. Правила безопасного обращения с оружием.
Теория. Правила поведения во время стрельбы, обращения с оружием, соревнов
Правила поведения в тирах и на стрельбищах при проведении стрельб. Сигна
команды, подаваемые при проведении стрельб, и их выполнение. Инструкции
обеспечению мер безопасности при проведении стрельб в тирах и на стрельбищах.
Практика. Составление инструкций по обеспечению мер безопасности
проведении стрельб в тирах и на стрельбищах. Разбор ситуаций при нарушении п
техники безопасности при обращении с оружием.
Тема. Материальная часть оружия и основы стрельбы
Теория. Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устро
винтовки МР - 512, ИЖ - 38. Материальная часть оружия. Наименование, назнач
основные технические характеристики.
Назначение и взаимодействие частей винтовки. Уход, сбережение. Понят
выстреле. Явления, связанные с выстрелом. Рассеивание выстрелов. Определение ср
точки попадания (СТП).
Практика. Назначение и взаимодействие частей
Определение средней точки попадания. Расчёт поправок.
Контроль. Тестирование
винтовки. Уход, сбереж
Тема. Основы техники стрельбы
Теория. Основы теории стрельбы. Общие понятия о внутренней и вне
баллистике. Явление выстрела. Основные элементы техники выполнения выст
изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание. Характерные ошибки, допускаемы
нажиме на спусковой крючок и их устранение. Отдача оружия, образование угла вы
его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полёта пули. С
действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. Причины, влия
на кучность и меткость стрельбы. Определение средней точки попадания на миш
Определение ведущего глаза. Поза стрелка. Режим дыхания при стрельбе. Отличител
свойства стрельбы из положений «лежа», «стоя».
Практика. Правила и способы прицеливания, заряжания оружия и произво
выстрела. «Холостая» стрельба. Устранение ошибок, возникающих при стрельб
пневматических винтовок. Упражнения по стрельбе из пневматической винтовк
кучность, результат. Стрельба с корректировкой. Освоение стрельбы из полож
«стоя», «лежа».
Контроль. Итоговые зачеты по стрельбе из пневматических винтовок.
Тема. Соревнования.
Теория. Виды соревнований, правила поведения во время проведения соревнован
Практика. Участие в подготовительных и контрольных соревнованиях.
Контроль. Результаты соревнований
Тема. Физическая подготовка спортсмена.
Практика. Выполнение контрольных нормативов по физической подготовке.
Контроль. Индивидуальная сдача зачетов
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
По итогам занятий в течение года юнармейцы
знают:
- требования техники безопасности при организации и проведении стрельб
пневматической винтовки и других видов стрелкового оружия;
- основные положения физической и психологической подготовки стрелков;
- устройство и принцип действия пневматической винтовки;
- основы теории производства выстрела, основные элементы производства выстре
умеют:
- правильно выполнять все элементы выстрела;
- стрелять из пневматической винтовки из положений «стоя с упора» и «сто
упора»;
- правильно распределять при выстреле внимание, осуществлять дыхан
нажимать на спусковой крючок.
Формы выявления и фиксации результатов:
Еженедельный контроль результативности стрельбы каждого воспитанника;
- участие в школьных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки;
- контрольные срезы результативности стрельбы из различных положений.
Раздел «Себе честь - Родине слава»
Задачи курса:
- приобщение воспитанников и кадет к национальной истории и духовной кул
через изучение истории юнармейского и кадетского движения;
- создание условий для формирования личности юнармейцев через приобщен
духовным ценностям и традициям народа;
- поддержание и развитие традиций юнармейского движения через изу
руководящих документов и лучших практик этого движения;
- создание условий для воспитания личности юнармейца на примере жиз
деятельности выдающихся участников юнармейского движения;
- воспитание чувства гордости за принадлежность к «юнармейскому братству».
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятий
1
Введение
2
Юнармия России, кадетство
в России: история и
современность.
3
Законодательство РФ,
Общевоинские уставы о
службе в Вооружённых
Силах РФ.
4
Вооружённые Силы РФ:
история, традиции,
современность.
5
Военные праздники, парады,
смотры, слёты.
6
Тактика действий
военнослужащих в
современном бою.
7
Итоговое занятие
Теория
1
3
Количество часов
Практика
Всего
1
3
2
-
2
3
-
3
1
5
6
1
1
2
1
-
1
Итого:
12
6
18
Содержание.
Тема. Введение.
Теория. Цели и задачи курса «Себе честь - Родине слава».
Тема. Юнармия России, кадетство в России: история и современность.
Теория. Знакомство с понятиями «Юнармейцы», «Кадеты», «Честь», «Род
«Долг», «Совесть». Возникновение юнармейского движения в России. История раз
Юнармии в нашей стране. Появление юнармейской формы. Юнармейская симво
Юнармейская знамена. Знаменитые военные - государственные деятели – руковод
юнармейского движения. Зарождение и развитие кадетского движения в России.
Практика. Создание презентаций, докладов. Работа со справочной литературой.
Контроль. Устный зачёт.
Тема. Законодательство РФ, общевоинские уставы о службе в Вооружё
Силах РФ.
Теория. Основными положениями Конституции РФ, Закона РФ «О вои
обязанности и военной службе». Общевоинские уставы. Военные асп
международного права.
Контроль. Тестирование.
Тема. Вооружённые Силы РФ: история, традиции, современность.
Теория. Военная организация древних славян. Дружина киевских князей. Б
Киевской Руси с кочевниками. Военная организация Древнерусского государст
время монголо-татарского ига и её функционирование в этот период. Великие полков
- Александр Невский, Дмитрий Донской. От княжеских дружин к стрелецкому во
Минин и Пожарский. Северная война. Военные преобразования Петра I. Рож
российского военного флота. Развитие военного дела во времена Екатерины П. Рум
П.А., Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф.. Отечественная война 1812 года. Крымская во
Русско-турецкая война 1877-1878г.г. Военная реформа Александра П. Русско-япо
война 1904-1905г.г. Россия в Первой мировой войне. Брусиловский прорыв. Соз
Красной армии. Трагедия гражданской войны. Великая Отечественная война.
Практика. Подготовка презентаций, докладов. Работа с энциклопедичес
источниками. Встреча с участниками Великой Отечественной войны.
Контроль. Тестирование. Диспут.
Тема. Военные праздники, парады, смотры
Теория. Внешний вид. Воинский этикет. Требования к внешнему виду, поведен
выполнению поручений. Торжественные мероприятия. Особенности подготовки.
Практика. Подготовка к мероприятиям различного вида.
Контроль. Показательные выступления. Праздники «Посвящение в кад
«Посвящение в юнармейцы», «Кадетский бал».
Тема. Тактика действий военнослужащих в современном бою.
Теория. Понятие «стратегия», «оперативное искусство», «тактика». Тактич
подготовка. Особенности современного боя. Значение инициативы воина. Ман
важнейшее условие выполнения боевой задачи. Подготовка к действиям в разв
Наблюдение. Действия в поиске, в засаде. Особенности передвижения вои
подразделений и отдельных военнослужащих в боевой обстановке. Действ
наступление: в пешем порядке, ночью. Оборона. Устройство сооружений
маскировка: окопы, траншеи, землянки и другие объекты. Уход за оружием и б
техникой, поддержание их в исправном состоянии. Использование рельефа местно
его особенностей в боевой обстановке. Основы военной топографии. Вои
медицинская подготовка.
Практика. Работа с компасом. Определение сторон горизонта по солнцу, по Поля
звезде и луне, по признакам местных предметов. Работа с картой. Оказания п
доврачебной помощи.
Контроль. Выполнение творческого задания. Решение ситуаций, угрожающих ж
и здоровью. Соревнования по «Тропа разведчика», военно-патриотическая
«Зарница». Ролевые игры.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
По итогам занятий в течение года юнармейцы
знают:
- основные военные события истории России, историю юнармейского движения;
- основы воинского этикета и этики;
- основы военного законодательства и воинских уставов Вооружённых сил РФ;
- базовую информацию по системе высшего военного образования в стране;
- основы современной тактики сухопутных подразделений Вооружённых сил Рос
умеют:
- правильно вести себя в обществе в соответствии с требованиями воинского эти
- подготовить и провести мероприятия представительного типа для юнарме
коллективов;
- правильно маскироваться на местности, владеют основами разведдела.
Формы выявления и фиксации результатов:
- ежедневный контроль поведения кадет в обществе;
- постоянное участие в общественно-политических и культурно- просветител
мероприятиях;
- зачёты по тактической и другим видам войсковой подготовки;
- участие в различных военно-прикладных соревнованиях.
Раздел Общефизическая, специальная физическая подготовка
Задачи курса:
Общефизическая, специальная физическая подготовка направлена на физ
совершенствование юнармейцев и кадет, формирование привычки к здоровому
жизни.
Общефизическая, специальная физическая подготовка проводится по трём ос
вариантам:
- общеразвивающие упражнения;
-ускоренное передвижение;
- комплексная тренировка.
Могут проводиться спортивные игры, при наличии соответствующих условий и со
нии мер безопасности.
В содержание занятий включаются ранее изученные упражнения. Они организа
состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
Кадетам и юнармейцам необходимо знать, что в зависимости от погодных усл
физической подготовке применяется соответствующая форма одежды.
Форма одежды на занятиях устанавливается офицером-наставником кадетско
юнармейского класса.
Содержание вариантов общефизической и специальной физической
подготовки
Вариант
Подготовитель
ная часть
(5 мин.)
Общеразви Ходьба, бег,
вающие
общеразвиваю
упражнени щие
я
упражнения
для
мышц рук, ног
и
туловища в
движении.
Ускоренно
Ходьба, бег,
е
общеразвиваю
передвиже
щие
ние
упражнения
для
мышц рук, ног
и
туловища в
движении.
Основная часть
(30 мин.)
Заключительная часть
(5 мин.)
Общеразвивающ
ие упражнения
для мышц рук,
туловища, ног,
упражнения
вдвоём,
специальные
упражнения, бег
на 500—1000 м
Специальные
прыжковобеговые
упражнения,
скоростные
пробежки
отрезков 50 —
100
м.,
челночный бег.
Ускоренное
передвижение до
2 км или бег до 1
км.
Медленный бег, ходьба с
выполнением упражнений
на расслабление мышц.
Медленный бег, ходьба с
выполнением упражнений
на расслабление мышц.
Комплекс
ная
Тренировк
а.
Ходьба, бег,
общеразвиваю
щие
упражнения
для
мышц рук, ног
и
туловища в
движении.
Специальные
беговые
упражнения
и
ускорения
до 100 м.
Упражнения на
гимнастических
снарядах.
Преодоление
отдельных
участков полосы
препятствий и
выполнение
приёмов
рукопашного
боя.
Бег на 1-2 км.
Медленный бег, ходьба с
выполнением упражнений
на расслабление мышц
Примерный конспект проведения занятий по общефизической и
специальной физической подготовке
Первый вариант
"Общеразвивающие упражнения"
Организационно-методические указания
Подготовительная часть (5 мин.)
Упражнения в ходьбе
1 мин.
Выполнять с максимальной
1. Рывки руками.
амплитудой без резких
2. Наклоны влево, вправо,
движений
вперед и назад.
5 — 7 повторений
3. Выпады
5 — 7 повторений
Упражнения в беге.
3 мин.
7 — 10 повторений
Выполнять в медленном
Бег:
1 мин.
темпе.
— с захлёстыванием голени;
До 20 повторений
— с высоким подниманием бедра;
— приставными шагами;
Основная часть (30 мин.)
Содержание
Время
Общеразвивающие упражнения
1. Рывки руками
2. Наклоны
3. Приседания на одной и
двух ногах
4. Вращения
5. Прыжки
6. Комплексные
упражнения и т.д.
Упражнения вдвоём
1. Приседания с партнёром на плечах.
2. Наклоны и приседания с
захватом друг друга под
локти.
14
мин.
Выполнять без больших пауз
между ними, до 15
повторений каждое.
Амплитуда максимальная.
Занимающиеся находятся в
разомкнутом строю.
6 мин.
10 мин.
Выполняется в медленном
Бег на 500—1000 м
темпе.
Заключительная часть (5 мин.)
Бег в медленном темпе
3 мин.
Выполнять для восстановления
Упражнения
для
восстадыхания (до его относительного
новления дыхания и расзамедления)
слабления мышц
Привести организм в от1. Счёт 1-2. Руки вверх,
носительно спокойное состояние
вдох
2 мин.
Счёт 3-4. Руки вниз, выдох
2.Упражнения для встряхивания
Упражнения повторять по 5—7
мышц и т.д.
раз в медленном темпе.
Внимание! В следующих вариантах подготовительная и заключительная части —
как в первом варианте.
Второй вариант
«Ускоренное передвижение»
Специальные прыжково-беговые
упражнения
1. Бег с захлёстыванием голени
2. Бег с высоким подниманием
бедра
3. Бег с прыжками (поочерёдно
отталкиваясь как можно сильнее
Основная часть (30 мин.)
10
Выполнять потоком по 2-3 человека,
мин. дистанция до 3 м, возвращаться в
исходное положение справа и слева
от выполняющих упражнение
медленным бегом.
Темп средний.
Упражнения выполнять
ногами)
4.Бег с высокого старта 50—100 м
и т.д.
на отрезке 30 м
Бег 50 - 100 м выполнить 2-3 раза, в
максимальном темпе
Ускоренное передвижение до 3 км
или бег 2 км.
Выполнять в темпе, близком к
среднему, без остановок, каждый
км за 5-5,5 мин. или чередуя ходьбу
с бегом: бег 600-1000 м через 200300 м ходьбы в среднем темпе (дватри раза)
20 мин
Третий вариант
«Комплексная тренировка»
(Проводить подбор упражнений в зависимости от подготовки занимающихся)
Основная часть (30 мин.)
Специальные
беговые 5 мин. Выполнять в медленном и среднем темпе,
упражнения,
старты
и
до 15 повторений. Занимающиеся
ускорения до 100 м
двигаются по кругу
1. Бег различными способами
Выполнять потоком по 2-3 человека
(с захлёстыванием голени и
(двигаются одни за другим непрерывно),
т.д.)
по 2-3 раза, в максимальном темпе
2. Бег с высокого старта
по сигналу (эстафета и
т.п.)
Выполнять, соблюдая условия
Упражнения на гимнаспомощи и страховки. 2-3 подхода
тических
снарядах
и
по 50% от максимального
тренажёрах.
5 мин количества раз, возможных в этом
1. Подтягивание
на
пеупражнении.
рекладине
Сгибание-разгибание
рук в упоре на брусьях и др
Выполнять потоком соответственно
5 мин. количества направлений на полосе
Преодоление
несложных
препятствий, в медленном и среднем
препятствий
темпе.
1. Ров (прыжком)
Выполнять в различных комбинациях в
2. Лабиринт
среднем темпе.
3. Стену в пролом и через неё
или
Преодолеть отрезок 1,5-2,5 км за 8-10
Выполнение приёмов румин. или чередовать с ходьбой (200—300
копашного боя (простейшие
м) через 600-1000 м. бега.
удары руками и ногами и
защита от них и др.)
Бег на 1,5-2,5 км
15 мин.
Условия реализации программы.
Организационно-методические:
- связь с методическими центрами области, района и города;
- постоянное взаимодействие с юнармейскими и кадетскими формированиями обл
по возможности и на российском уровне, с целью обмена накопленным и использ
методическим опытом;
- взаимодействие с военнослужащими г. Пензы, с другими воинскими формирова
области и Поволжского региона.
- использование методических материалов Начальника штаба Пензенского отд
Юнармии Старшева В.Л.
Материально-технические:
- специальный юнармейский и кадетский классы - оформленные соответству
образом помещения для проведения теоретических занятий в соответствии с программо
- оборудованный тир для стрельбы из пневматических винтовок и пистолетов;
- плац для проведения занятий по строевой подготовке;
- спортзал и спортивный городок для проведения физической зарядки и других з
по физической и специальной подготовке;
- юнармейская и кадетская форма для каждого воспитанника;
- пневматические винтовки и пистолеты и патроны к ним;
- учебные пособия;
Учебно-методическая литература:
1.Военная педагогика. М. Военное издательство. 1998
2.Сборник методических материалов по военно-патриотическому воспитанию мол
Выпуск 1. Управление по вопросам демографии, семьи и молодёжной пол
Пензенской области, Региональная ассоциация вневойсковой подготовки «Гвардия».
2007
3. Сборник методических материалов Министерства образования Пензенской о
«Растим патриотов. Кадетское движение». Пенза. 2008