Программа дополнительного образования Плавание

Принято:
на педагогическом совете
от 28.08.2024г.
Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МОУ СОШ № 9 им.
Кирилла и Мефодия
_________ И.В. Данилов
Протокол № 88 от 30.08.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности
«Плавание»

Возраст учащихся: 6-10 лет.
Срок реализации программы: 1 год.

Автор-составитель:
Лузина А.В.,
Петрова С.А.,
Кулиев А.А..

г. Каменка, 2024

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка
Планируемые результаты
Учебный план
Формы и методы контроля
Организационно-педагогические условия реализации программы
Литература для педагогов

1.

Пояснительная записка

Плавание - это олимпийский вид спорта, в котором спортсмены показывают свое техническое мастерство и скорость,
а также устанавливают мировые рекорды.
Плавание, как вид спорта, как массовое физическое воспитание, оздоровительное и гигиеническое средство
представлено в государственных программах по физической культуре в средних образовательных школах.
Плавание – один из самых популярных видов спорта. Плавание жизненно необходимый навык для
человека и тесно связанно с трудовой деятельностью отдельных профессий.
Плавание широко используется как средство закаливания профилактики простудных заболеваний. Вследствие
повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расход энергии повышается. Это способствует
достижению оптимального веса, оптимального соотношения жировой и мышечной тканей. Давление воды на грудную клетку
стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, увеличение ее размеров, увеличение жизненной
емкости легких. Занятие плаванием гармонически развивает физические качества – силу, ловкость, выносливость.
Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым
относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона «О физической культуре и спорте в РФ» №80-ФЗ,
закона «Об образовании», закона «Об общественных организациях». Настоящая программа реализует на практике принципы
государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст.2 №80-ФЗ:
-непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их
жизнедеятельности;
-учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
-признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную
поддержку;
--создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических
организаций.

Актуальность:

Направленность на реализацию
принципа вариативности, задающего
возможность
подбирать содержаниеучебного материала.

Учебное содержание программы излагается в логике от общего к частному и от частного к конкретному.

Содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического
воспитания вшколе.
Программа рассчитана на возраст — 6-10 лет.
Срок реализации программы — 1 год.
Цели и задачи плавания
Цель программы: формирование у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка
надежногои длительного плавания в глубокой воде.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1.
Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
2.
Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении
всех летобучения в школе.
3. Обучить учащихся
технике двух-трех
способов спортивного
плавания,
совершенствовать разнообразныеплавательные умения (ныряние, старт, повороты, финиш).
4.
Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
5.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (I-IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической
культуры и плавания и формировать начальные умения и навыки.

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
интерес к новым способам познания новому содержанию;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
Регулятивные
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый контроль;
адекватно принимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия, учитывая сделанные
ошибки.Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
-высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;

-

анализировать и выделять главное;
осуществлять синтез;
проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно- следственные связи;
обобщать;
подводить под понятия;
устанавливать аналогии;
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

Ожидаемый результат
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям
плаваниядетей.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни .Теоретический
материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике. Программа предлагает для
изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение
школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной
подготовленностью, оказания первой помощи. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами
практического раздела и раздела учебных знаний.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых
общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут
затем делать в воде.
Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем
организмаи подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий,
изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики
сколиоза, играютв воде.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети
спокойноплавают, выполняют дыхательные упражнения.

3. Учебно-тематический план по годам обучения

1.
1. 1
1.2
1.3
1.4
2.
21
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
3.

Разделы, темы
Рабочая программа по классам
1 класс
4
Теоретическая подготовка:
Правила поведения в бассейне
1
Гигиена физических упражнений
1
Влияние физических упражнений на организм человека
1
Техника и терминология плавания
1
Практическая подготовка:
63
Подготовительные упражнения на воде
6
Общая плавательная подготовка на воде:
47
Изучение способов плавания
17
Отдельные элементы технических способов
17
Учебные прыжки в воду
5
Старты и повороты
5
Игры
5
Контрольные испытания
2
10
Общефизическая подготовка на суше:
СФП
5
5
OФП
1
Медицинскии контроль
Итого:
72 ч

2 класс
4
1
1
1
1
63
6
47
17
17
5
5
5
2
10
5
5
1
72 ч

3 класс
4
1
1
1
1
63
6
47
17
17
5
5
5
2
10
5
5
1
72 ч

4 класс
4
1
1
1
1
63
6
47
17
17
5
5
5
2
10
5
5
1
72 ч

4. Формы и методы контроля
В течение года проведение соревнований:
• «веселые старты» в спортивном зале;
• скоростное плавание в конце каждой четверти;
• «веселые старты» на воде;
• соревнования по прикладному плаванию.
Результативность реализации программы
Таблица №1 1 класс
Контрольные упражнения
проплывание дистанции на руках с досточкой между колен (м)
Проплывание дистанции на ногах, держась за пенопластовую доску (м)
Проплывание дистанции облегчённым способом (м)
Таблица №2 2 класс
Контрольные упражнения

Проплывание дистанции на руках с досточкой между
колен (м)
Проплывание дистанции на ногах, держась за
пенопластовую доску (м)
Проплывание облегчённым способом (м)

Высокий
7,5
7,5
7,5

Уровень
Средний
Без фазы
полёта

Низкий
3
3
3

15

10

Низкий
Прыжок
ногами
вниз
7,5

15

10

7,5

15

10

7,5

Высокий

Спад в воду из положения сидя

Уровень
Средний
5
5
5

Уверенно, без
ошибок

Таблица №3 3 класс
Контрольные упражнения
Стартовый прыжок
Проплывание дистанции избранным способом (м)
Владение стилями плавания (из 4)
Проплывание максимально возможного расстояния
со сменой стилей (м)

Высокий
Уверенно, без
ошибок
25
4
50

Уровень
Средний
Спад из положения
сидя
15
2
25

Высокий
Уверенно, без
ошибок
50
4
75

Уровень
Средний
Спад из положения
сидя
25
2
50

Таблица №4 4 класс
Контрольные упражнения
Стартовый прыжок
Проплывание дистанции избранным способом (м)
Владение стилями плавания (из 4)
Проплывание максимально возможного расстояния
со сменой стилей (м)

Низкий
Ногами вниз
10
15

Низкий
Ногами вниз
15
1
25

5. Содержание программы
Содержание курса предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ
физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре и составляет 34 часа
в год.
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья
учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта.
Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в
экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу.
Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха,
координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой),
стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской;
скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание
отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими
движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Hacoc», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений
рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый
прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе. Выполнить стартовый
прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.

Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на cvшe
На первых этапах обучения, когда новичок не может еще проплывать определенные отрезки и дистанции в воде
и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие виды физических упражнений
(ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры и т.д.), а также широко применять повторный и интервальный методы
выполнения гимнастических упражнений (серии).
Для развития быстроты следует включать в занятия спортивные и подвижные игры; выполнение упражнений в
максимальном темпе за короткий отрезок времени (10-12 с) - прыжков, метаний, стартовых ускорений в беге;
специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде (на первых этапах обучения -упражнений с движениями
ногами, держась руками за бортик).
Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует
более быстрому и качественному освоению техники плавания. С формой гребковых движений руками, как при плавании
кролем на груди и на спине, новички знакомятся, выполняя на суше различные круговые движения плечами и руками
(типа «Мельница») в положении стоя и стоя в наклоне. Они также предварительно знакомятся с необходимостью
преодолевать сопротивление воды при выполнении гребков руками, применяя упражнения с резиновыми
амортизаторами или бинтами. Величина сопротивления не должна превышать 40-50% от максимальной (для каждого
занимающегося) величины, которая может быть определена при однократном выполнении этого упражнения. Наряду с
динамическими используются статические упражнения с изометрическим характером напряжения работающих мышц,
например, для ознакомления с мышечным чувством, возникающим при имитации скольжения (принять положение
«скольжения», стоя у стены и несколько раз напрячь мышцы туловища, рук и ног).
Совершенствование физических качеств пловца на этапах начальной подготовки путем применения общеразвивающих
и специальных физических упражнений осуществляется быстрее и эффективнее, чем с помощью средств плавания.
Именно поэтому в подготовительную часть каждого занятия по плаванию обязательно включается комплекс
общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше, содержание которого определяется задачами
данного урока. Выполнение такого комплекса подготавливает новичка к успешному освоению учебного материала в
непривычных условиях водной среды. В период обучения плаванию упражнения комплекса необходимо выполнять
ежедневно, во время утренней зарядки.

Подготовительные упражнения для освоения с водой
1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.
2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом, потом бегом.
3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег, со сменой направления движения.
4. Ходьба приставными шагами (левым и правым боком) без помощи рук с переходом на бег.
5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.
6. «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.
7. Поочередные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду подъемом стопы и передней поверхностью
голени.
8. Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.
9. Бег вперед с помощью попеременных или одновременных гребковых движений руками.
10. То же вперед спиной.
11. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными
пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
12. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа
движений.
13. «Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
14. Стоя на дне, вытянув руки вперед, повернуть кисти ладонями наружу и развести руки в стороны («раздвинуть»
воду в стороны); затем повернуть кисти ладонями вниз и соединить перед грудью.
15. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгребая воду в стороны-назад без выноса рук
ИЗ ВОДЫ.

16. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять попеременные гребковые движения руками.
17. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми
движениями руками.
Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде
Задачи:
•
устранение инстинктивного страха перед погружением в воду; ознакомление с выталкивающей подъемной силой
воды;

• обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.
Упражнения
Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.
1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.
2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.
3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.
4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.
5. То же, держась за бортик бассейна.
6. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.
7. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.
8. Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.
9.
«Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно
бассейна.
10. Упражнение в парах «водолазы». Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке
партнера, поднесенных к лицу.
11. Упражнение в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться в воду и поднырнуть между широко
расставленными ногами партнера.
Всплывания и лежания на воде
Задачи:
• ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;
• освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;
• освоение возможного изменения положения тела в воде.
Упражнения
1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на
воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.
2. То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться
кистями от бортика.

3.
«Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение
плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на
поверхность.
4. «Медуза». Выполнив упражнение «поплавок», расслабить руки и ноги.
5. «Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду,
лечь на воду; руки и ноги в стороны).
6. «Звездочка» в положении на груди: несколько раз свести и развести руки и ноги.
7. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить
руку от бортика.
8. «Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду затем опустив затылок в воду (смотреть строго вверх;
уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.
9. В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.
10. «Звездочка» в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь
- «звездочка» в положении на груди.
Выдохи в воду
Задачи:
• освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
• умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
• освоение выдохов в воду.
Упражнения
1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).
3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду - выдох.
4. То же, опустив лицо в воду.
5. То же, погрузившись в воду с головой.
6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду.
7. Упражнение в парах - «насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднимать голову вперед).

9.
10.
11.
12.

Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.
То же, поворачивая голову для вдоха направо.
Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову для вдоха налево.
То же, поворачивая голову для вдоха направо.

Скольжения
Задачи:
• освоение равновесия и обтекаемого положения тела;
• умение вытягиваться вперед в направлении движения;
• освоение рабочей позы пловца и дыхания.
Упражнения
1.
Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед,
сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.
2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
3. То же, поменяв положение рук.
4. То же, руки вдоль туловища.
5. Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.
6. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
7. То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.
8. То же, поменяв положение рук.
9. То же, руки вытянуты вперед.
10. Скольжение с круговыми вращениями тела - «винт».
11. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед.
12. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.
13. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону/
14. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.
15. То же на левом боку.

Учебные прыжки в вoдv
Задачи:
• Устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой;
• подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.
Упражнения
1. Сидя на бортике и уперевшись в него одной рукой, по сигналу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.
2.
Сидя на бортике и уперевшись ногами в сливной желоб, поднять руки вверх (голова между руками), сильно
наклониться вперед, опираясь грудью о колени и оттолкнувшись ногами, упасть в воду.
3. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх
(голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
4. В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к
ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.
5.
В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз
ногами. Сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.
6.
Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх (голова между руками),
наклониться вперед-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
7. То же, что и в предыдущем упражнении, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика.
Игры на воде
Игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды
«Кто выше?»
Играющие стоят в воде лицом к ведущему. По его команде все приседают и, оттолкнувшись ногами от дна, а руками от
воды, выпрыгивают из нее как можно выше. Обычно выполняется 5-6 попыток. Первые прыжки можно выполнять с
произвольным положением рук, последующие - поднимая руки вверх одновременно с толчком ногами. После каждого
прыжка объявляются победитель и два призера.
Методические указания. Руководитель игры должен объяснить причину успеха победителей: например, умение
напрягать мышцы и вытягиваться в струнку, принимая наиболее обтекаемое положение тела.
«Полоскание белья»
Играющие становятся лицом к ведущему, наклонившись вперед (ноги на ширине плеч, прямые руки опущены). По
команде ведущего они выполняют одновременные и поочередные движения обеими руками в разных направлениях:
вправо-влево, вперед-назад, вниз-вверх, как бы, полоща белье.

Методические указания. Руководитель игры обязательно Дает играющим задание: каждый вид движений выполнять
сначала расслабленными, затем напряженными руками. Это позволяет им почувствовать, что опираться о воду и
отталкиваться от нее можно только ладонью напряженной руки.
«Переправа»
Играющие располагаются в произвольном порядке (например, в шеренге или колонне) и по сигналу ведущего
передвигаются по дну (от одной условной границы до другой), помогая себе гребками рук. Сначала «переправляться»
нужно медленно, не вызывая излишнего шума гребками - «чтобы противник не услышал».
Методические указания. Гребки выполняются сбоку от туловища согнутыми в локтевых суставах руками одновременно или поочередно.
По мере освоения упражнения игра проводится в виде соревнования «Кто быстрее переправится». В этом случае
играющие бегут в воде на заданное расстояние, помогая себе гребками рук.
«Лодочки»
Играющие стоят в шеренге лицом к берегу - это «лодочки у причала». По первому условному сигналу ведущего
«лодочки» расплываются в разных направлениях - их «разогнал ветер». По второму сигналу «Раз, два, три - вот на место
встали мы» играющие спешат занять места у «причала».
Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий проведения игры «лодочки»
могут «расплываться» в быстром и медленном темпе. Играющие могут также передвигаться вперед спиной, помогая
себе гребками рук, выполняемыми поочередно или одновременно.
«Карусель»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают движение по кругу со словами:
«Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом». Пробегают 1-2 -круга до
очередного сигнала: «Тише, тише, не спешите - карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель»
останавливается. Игру возобновляют с движением в другую сторону.
Методические указания. В игре одновременно могут участвовать две или три «карусели».
Игры с погружением в воду с головои и открыванием глаз в воде
«Кто быстрее спрячется под водой?»
Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают-так, чтобы голова скрылась под водой.
Вариант игры - «Сядь на дно»: по команде ведущего участники игры пытаются сесть на дно и погружаются в воду с
головой.

Методические указания. Перед погружением в воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе.
Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.
«Хоровод»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают движение по кругу, считая вслух
до десяти. Затем делают вдох, задержав дыхание, погружаются в воду и открывают глаза. Игра возобновляется с
движением в обратном направлении.
Методические указания. После того как играющие снова появятся над водой, ведущий дает им указание крепко
держаться за руки, чтобы не вытирать глаза и стекающую по лицу воду.
«Морской бои»
Играющие делятся на две команды и становятся в две шеренги лицом друг к другу (на расстоянии 1 м) и боком к
ведущему. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой в лицо друг другу. Выигрывает команда, игроки которой
не поворачиваются к брызгам спиной и не закрывают глаза.
Методические указания. Шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.
«Лягушата»
Играющие («лягушата») образуют круг и внимательно ждут сигнала ведущего. По сигналу «Щука!» все «лягушата»
подпрыгивают вверх; по сигналу «Утка!» прячутся под водой. Неправильно выполнивший команду становится в
середину круга и продолжает игру вместе со всеми. Необходимо похвалить тех детей, которые ни разу не ошиблись.
«Hacoc»
Играющие становятся парами, взявшись за руки, лицом друг к другу- Приседая по очереди, они погружаются в воду с
головой (как только один появляется из воды, другой сразу же приседает, погружаясь в воду).,. Методические указания.
До начала игры следует напомнить детям, что перед погружением в воду нужно обязательно сделать вдох и задержать
дыхание.
«Спрячься!»
Играющие образуют круг, в центре которого находится ведущий. Участники игры быстро опускают голову в воду, когда
ведущий проводит над их головами рукой или бечевкой с привязанной на конце резиновой игрушкой (вращая ее). Те,
кого коснулась игрушка, выбывают из игры. •• Методические указания. Участникам игры запрещается выходить за
пределы досягаемости резиновой игрушки. Диаметр круга, образованного играющими, должен быть по возможности
больше, а скорость вращения игрушки - меньше.
«Водолазы»

Вариант 1. Играющие достают со дна какой-либо яркий предмет, брошенный туда специально для этой цели. Глубина
воды - 120-150 см.
Вариант 2. Играющие делятся на две команды с равным количеством участников. По сигналу ведущего они достают со
дна предметы, ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда, участники которой быстрее собрали все
предметы.
Методические указания. Число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов», поэтому
ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре команды.
«Поезд в туннель»
Вариант 1. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив руки на пояс стоящего впереди, - это «вагоны
поезда». Двое играющих, стоя лицом друг к другу, держатся за руки, опустив их на воду, - это «туннель».
Изображающие «вагоны» поочередно подныривают под их руками. После того как «поезд» прошел через «туннель»,
игроки, изображавшие «туннель», заменяются двумя игроками из числа «вагонов».
Вариант 2. «Поезд» проходит через пластмассовый круг («туннель»), который держит один из играющих. Задачу можно
усложнить, разместив два или три «туннеля» на некотором расстоянии друг от друга.
Методические указания. Во время ныряния нужно обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые
движения руками и ногами.
Игры с всплыванием и лежанием на воде
«Винт»
Играющие по команде ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем (в зависимости от дальнейшей команды)
поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т. д. Выигрывает тот, кто лучше других умеет менять положение
тела в воде.
Методические указания. При выполнении поворотов руководитель дает указание играющим помогать себе гребковыми
движениями рук.
«Авария»
По команде ведущего играющие, сделав глубокий вдох, ложатся на спину на поверхность воды - это «потерпевшие
кораблекрушение». Они стараются продержаться как можно дольше на воде (до 3-5 мин) -«пока не подоспеет помощь».
Методические указания. До начала игры ведущий подсказывает участникам, что во время лежания на воде можно
выполнять легкие гребковые движения кистями (в виде «восьмерок») около тела.

«Слушай сигнал!»
Вариант 1. Играющие соревнуются в правильном выполнении упражнений «поплавок», «медуза», лежание на спине и
на груди, «винт». Каждое их них выполняется после соответствующего условного сигнала (значение сигналов
оговаривается до начала игры). Побеждает тот, кто ни разу не ошибся или сделал минимум ошибок.
Вариант 2. Играют две равные по силам команды. Выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
Методические указания. Условные сигналы должны быть короткими и выразительными. Перед подачей очередного
сигнала нужен промежуток времени, достаточный для отдыха.
Игры с выдохами в воду
«У кого больше пузырей?»
По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот.
Выигрывает участник, у которого при выдохе было больше пузырей, т.е. сделавший более продолжительный и
непрерывный выдох в воду.
Методические указания. Напомнить играющим, что перед погружением под воду обязательно нужно делать вдох.
«Ваньки-встаньки»
Играющие, разделившись на пары, становятся лицом друг к другу и крепко держатся за руки. По первому сигналу
ведущего стоящие справа приседают, опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму
сигналу в воду погружаются стоящие слева, а их партнеры резко выпрыгивают из воды и делают вдох. Выигрывает та
пара, которая правильнее и дольше других, строго по сигналу, выполнит упражнение.
Методические указания. Несмотря на то, что игра направлена на совершенствование выдоха в воду, ведущему
необходимо внимательно следить за обязательным выполнением других разученных элементов: например, открывания
глаз в воде.
«Фонтанчики»
Вариант 1. Участники игры образуют круг (они могут держаться за руки) и по команде ведущего (короткой -«Вдох»
или продолжительной «Вы-ы-ы-дох») выполняют 5, 10, 20 (или другое количество) поочередных вдохов и выдохов в
воду. Побеждает тот, чей «фонтанчик» бьет сильнее.
Вариант 2. Игра проводится как соревнование между двумя командами. Выигрывает команда, все участники которой
выполняют продолжительные и непрерывные выдохи в воду, т. е. чьи «фонтанчики» бьют лучше.

Методические указания. Объясняя участникам правила игры, следует подчеркнуть, что преимущество имеет команда,
у которой сильно бьет каждый «фонтанчик», т.е. каждый участник умеет делать правильный выдохе воду.
Игры со скольжением и плаванием
«Кто дальше проскользит?»
Играющие становятся в шеренгу на линии старта и по команде ведущего выполняют скольжение сначала на груди,
затем на. спине.
Методические указания. При скольжении на груди руки вытянуты вперед; при скольжении на спине руки сначала
вытянуты вдоль туловища, затем вперед. Скольжение выполняется в сторону мелководья.
«Стрела»
Играющие принимают исходное положение для скольжения, обязательно вытягивая руки вперед - как стрела. Ведущий
и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего одной рукой за ноги, другой -под живот и
толкают его к берегу по поверхности воды. Побеждает «стрела», которая проскользит дальше всех.
Методические указания. Скольжение выполняется на груди и на спине. Игра проводится только с детьми младших
возрастов.
«Торпеды»
Играющие становятся в шеренгу на линии старта и по команде ведущего выполняют скольжение с движениями ногами
кролем - сначала на груди, затем на спине. Выигрывает тот, кто проплывает большее расстояние.
Методические указания. Скольжение выполняется только в сторону мелководья. «Ромашка»
Вариант 1. Играющие образуют круг, взявшись за руки. По команде ведущего все ложатся на спину, вытянув ноги в
центр круга и поддерживая Себя на плаву гребковыми движениями рук около туловища. Выполняют движения ногами
кролем на спине, расплываясь в разные стороны.
Вариант 2. Играющие становятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера стоят на дне. Вторые
ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга, и выполняют движения ногами кролем, держась за руки первых номеров.
Через 1 5-30 с играющие меняются местами.
Игры с прыжками в воду
«Не отставаи!»
Играющие садятся на бортик, свесив ноги в воду. По сигналу ведущего они спрыгивают в воду, быстро поворачиваются
лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто раньше займет это положение.

Методические указания. Игру можно проводить с неумеющими плавать, если глубина воды доходит до уровня пояса
или груди.
«Эстафета»
Играющие, разделившись на две команды, садятся на бортик бассейна друг за другом. По сигналу ведущего
замыкающие в каждой команде ударяют рукой по плечу сидящего впереди и прыгают в воду; каждый играющий
проделывает то же самое. Выигрывает команда, все игроки которой раньше оказались в воде.
Методические указания. Напомнить участникам игры, что перед каждым прыжком нужно сделать вдох и задержать
дыхание.
«Прыжки в круг»
Участники поочередно спрыгивают в воду ногами вниз, стараясь попасть в пластмассовый обруч, лежащий на воде
около бортика бассейна.
Сначала прыжки могут выполняться из положения присев, затем из положения стоя (с шага) и, наконец, оттолкнувшись
двумя ногами от бортика. Во время первых прыжков не следует делать замечания тем, кто задевает обруч руками.
Постепенно ведущий усложняет задачу: прыгнуть в обруч, не задев его. В этом случае прыжок выполняется, вытянув
руки вдоль туловища или вверх.
Методические указания. Обращать внимание играющих на правильное исходное положение при выполнении прыжков
в воду. Перед прыжком нужно захватывать пальцами ног передний край бортика, тумбочки, т.е. любой опоры, чтобы
не поскользнуться и не упасть назад.
«Кто дальше прыгнет?»
Вариант 1. Играющие становятся на бортик бассейна на расстоянии до 1 м друг от друга, захватив пальцами ног его
край. По команде ведущего они выполняют прыжок вниз ногами, отталкиваясь обеими ногами от бортика с
одновременным махом руками. Выигрывает тот, кто дальше прыгнет.
Вариант 2. На расстоянии 1,5-2 м от бортика натягивается дорожка или на поверхность воды кладется шест. По команде
ведущего участники игры стараются перепрыгнуть через этот условный рубеж вниз ногами с произвольным движением
рукаМИ.

Методические указания. Если играющие не умеют плавать, то глубина воды не должна превышать уровня груди или
пояса. Умеющие плавать могут прыгать в глубокий водоем, но каждый очередной прыжок выполняется только после
того, как предыдущий участник отплывет на безопасное расстояние или выйдет из воды.

Игры с мячом
«Мяч по кругу»
Играющие становятся в круг и перебрасывают друг другу легкий, не впитывающий влагу мяч.
«Волейбол в воде»
Задача игры: та же, что и в предыдущей игре.
В зависимости от подготовленности участников игра может проводиться в мелком или в глубоком бассейне.
«Салки с мячом»
Играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них («салка») легким резиновым мячом старается попасть в
кого-либо из играющих. Тот, кто задет мячом, становится «салкой».
Методические указания. В зависимости от подготовленности участников игра может проводиться в мелком или в
глубоком бассейне.
«Гонки мячей»
Играющие становятся в пары и берут в руки по мячу. По команде ведущего они плывут кролем на груди с высоко
поднятой головой и гонят впереди себя мяч по воде. Выигрывает пловец, быстрее всех проплывший условленное
расстояние и не потерявший мяч.
Методические указания. Оба игрока в соревнующейся паре должны иметь одинаковый уровень подготовленности.
Упражнения для изvчения спортивных способов плавания
Упражнения для изучения техники кроля на груди
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
1. И.п. - сидя на полу или на краю скамьи с опорой руками сзади; ноги выпрямлены в коленных суставах, носки
оттянуты и развернуты внутрь. Имитация движений ногами кролем.
2. И.п. -лежа на груди поперек скамьи с опорой руками о пол. Имитация движений ногами кролем.
3. И.п. -сидя на краю берега или бассейна, опустив ноги в воду. Движения ногами кролем по команде или под счет
преподавателя.
4. И.п. - лежа на груди, держась за бортик руками (локти упираются в стенку бассейна); подбородок на поверхности
воды. Движения ногами кролем.
5. И.п. -лежа на груди, держась за бортик вытянутыми руками; лицо опущено в воду. Движения ногами кролем.

6. И.п. - то же, держась за бортик бассейна прямой рукой, другая вытянута вдоль туловища; лицо опущено в воду. То
же, поменяв положение рук.
7. То же, с дыханием: вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдохпри имитации опускания лица в воду.
8.
Плавание при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых руках. Хват доски осуществляется таким
образом, чтобы большие пальцы рук были внизу.
9. То же, держа доску в одной вытянутой руке. Сначала правой рукой держать доску перед собой, левая - вдоль
туловища; затем поменять положение рук.
Основные методические указания
В упражнениях 1-10 следить, чтобы ноги в коленях не сгибались, носки ног были оттянуты и повернуты немного внутрь.
В упражнениях 1-4 темп движений быстрый. В упражнениях 5-10: следить за ровным, вытянутым Положением тела у
поверхности воды, движения должны быть энергичными, с небольшой амплитудой и в среднем темпе, стопы
расслаблены. Упражнения э—б, 9-10 выполняются вначале на задержке дыхания, затем - в согласовании с дыханием.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
10. И.п. - стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые и попеременные движения обеими руками вперед и назад «мельница». Разнонаправленные круговые движения руками.
11. И.п. - стоя в выпаде вперед, слегка наклонив туловище вперед; одна рука опирается о колено передней ноги, другая
- впереди, в положении начала гребка. Имитация движений одной рукой кролем.
12. И.п. - то же; одна рука впереди, в положении начала гребка; другая -у бедра, в положении окончания гребка..
Имитация движений руками кролем.
13. И.п. - стоя на дне бассейна в выпаде вперед; одна рука упирается в колено передней ноги, другая -на поверхности
воды, в положении начала гребка; подбородок на воде, смотреть прямо перед собой. Имитация движений одной рукой
кролем (сначала правой, затем левой). То же, с задержкой дыхания (лицо опущено в воду). То же, с поворотом головы
для вдоха.
14. Плавание при помощи движений одной рукой, держа в другой руке доску.
Упражнения для изучения общего согласования движений
15. Плавание с непрерывной работой ног, одна рука впереди, другая - у бедра. Присоединение движений руками кролем
на груди.

16. Плавание кролем на груди с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации
движений).
17. То же, с акцентом на сильную работу руками, сдерживая движения ногами (для выработки двух- и четырехударной
координации движений).
18. Плавание в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три».
Упражнения для изучения техники кроля на спине
Упражнения для изучения движений ногами
1. Аналогично упражнениям 1 и 3 для кроля на груди.
2. И.п. - лежа на спине, держась руками (на ширине плеч) за бортик бассейна. Опираясь верхней частью спины о
стенку, выполнять движения ногами кролем на спине по команде или под счет преподавателя.
3. Плавание при помощи движений ногами, держа доску обеими руками, вытянутыми вдоль туловища.
4. То же, держа доску одной рукой, вытянутой вперед по направлению движения.
5. То же, держа доску обеими руками, вытянутыми вперед (голова между руками).
6. Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: вдоль туловища; одна рука впереди,
другая вдоль туловища; обе руки вытянуты вперед (голова между руками).
Основные методические указания
Следить за вытянутым, ровным положением тела. Голова лежит затылком в воде, уши наполовину погружены в воду,
взгляд направлен вверх. Таз и бедра у поверхности. Ноги должны сильно вспенивать воду, колени не должны
показываться из воды.
Упражнения для изучения движений руками
7. И.п. - стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые движения обеими руками назад («мельница»).
8. Плавание при помощи движений одной рукой, другая вытянута вперед с доской. То же, поменяв положение рук.
9.
Плавание при помощи поочередных движений руками с доской. После выполнения гребка одной рукой она
перехватывает доску, и гребок начинает другая рука.
10. Плавание при помощи одновременных движений руками, зажав доску между ногами. Движения выполняются с
акцентом на ускорение к концу гребка.
11. Тоже, при помощи попеременных движений руками.
12. Плавание при помощи движений ногами и одновременных движений руками (без выноса их из воды).

13. Плавание при помощи движений ногами, руки вытянуты вперед. Сделать гребок одновременно обеими руками до
бедер и пронести их над водой в исходное положение. Продолжая движения ногами, повторить гребок обеими руками.
14. Плавание при помощи движений одной рукой, другая - вытянута вперед. То же, поменяв положение рук.
15. Плавание кролем при помощи поочередных движений руками. После соединения рук впереди очередная рука
выполняет свой гребок.
16. Плавание при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счетов (одна рука впереди, другая -вдоль
туловища). После счета «шесть» обучаемый одновременно одной рукой выполняет гребок, а другую проносит над
водой.
Основные методические указания
Движения выполнять почти прямыми руками, следить за правильной ориентацией кисти. Руки проносить по воздуху
прямыми, прямо над плечом, вкладывать в воду на ширине плеча. Не запрокидывать голову. Таз и бедра - у поверхности
воды. Вытянутая вперед рука напряжена, тянется в направлении движения. Вначале упражнения делаются в скольжении
из и.п. одна рука впереди, другая - у бедра, затем - с кругом между ногами.
Упражнения для изучения общего согласования движений
17. И. п. -лежа на спине, правая вверху, левая вдоль тела. Руки одновременно начинают движение: правая - гребок,
левая - пронос. Затем следует пауза, в течение которой ноги продолжают работать. Постепенно сокращая паузу,
добиваются слитного шестиударного согласования движений рук и ног.
18. Плавание в полной координации в согласовании с дыханием.
19. То же, с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиудар-ной координации движений).
Основные методические указания
Движения выполнять непрерывно, без пауз. Смена положений рук должна проходить одновременно.
Упражнения до» обvчения техники брасса
Упражнения для изучения движений ногами
1. И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Движения ногами, как при плавании брассом: медленно подтянуть ноги,
разворачивая колени в стороны и волоча стопы по полу4, развернуть носки в стороны; выполнить толчок, соединить
ноги и вытянуть их на полу. Сделать паузу, медленно и мягко подтянуть ноги к себе.
2. И.п. - сидя на бортике бассейна, упор руками сзади. Движения ногами брассом.
3. И.п. - лежа на спине, держась руками за сливной бортик. Движения ногами брассом.

4. И.п. - лежа на груди у бортика, держась за него руками. Движения ногами, как при плавании брассом.
5. Плавание на спине при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых вперед руках.
6. Плавание на груди при помощи движений ногами с доской. После толчка обязательно соблюдать паузу, стараясь
проскользить как можно дольше.
7. Плавание на спине с движениями ногами брассом, руки у бедер.
8. Плавание на груди, руки вытянуты вперед.
9. То же, при помощи движений ногами, руки вдоль туловища.
Основные методические указания
Упражнения 1-2: первые движения выполняются вначале медленно, с остановками в конце сгибания ног, после
разворота стоп и сведения ног вместе, затем - в нормальном ритме. Упражнения 3-9: колени на ширине плеч, следить
за максимальным разворотом стоп носками в стороны. Отталкивание производится энергично, одним дугообразным
движением назад-кнутри с паузой после сведения ног вместе.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
10. И.п. - стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Одновременные гребковые движения
руками, как при плавании брассом.
11. И.п. - стоя на дне в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед; плечи и подбородок лежат на
воде. Гребки руками (сначала с поднятой головой, затем опустив лицо в воду) на задержке дыхания.
12. То же, но в сочетании с дыханием.
13. Скольжения с гребковыми движениями руками.
14. Плавание при помощи движений руками с поплавком между ногами (с высоко поднятой головой).
Основные методические указания
Упражнения 10-12: руки разводятся в стороны немного шире плеч.в конце гребка локти быстро «убираются» - движутся
внутрь-вниз вблизи туловища, Кисти соединяются вместе. После выпрямления рук сделать короткую паузу.
Упражнения 13-14: вначале выполняются на задержке дыхания (по два-четыре цикла), затем - с дыханием.
Упражнения для изучения общего согласования движении
15. Плавание с раздельной координацией движений (когда руки заканчивают гребок и вытягиваются вперед, ноги
начинают подтягивание и толчок); дыхание через один-два цикла движений.
16. Плавание с укороченными гребками руками в согласовании с дыханием.

17. Плавание в полной координации на задержке дыхания.
18. Плавание в полной координации (ноги подтягиваются в конце гребка руками и выполняют толчок одновременно с
выведением рук вперед и скольжением), с произвольным дыханием и выдохом в воду через один-два цикла движений.
19. То же, с вдохом в конце гребка.
Основные методические указания
Удар ногами должен приходиться на завершение выведения рук вперед. От плавания па задержке дыхания
осуществляется переход к произвольному дыханию, затем ко вдоху в конце гребка.
Упражнения для изvчения техники дельфина
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
1. И.п. - стоя в упоре на коленях. Выгибание и прогибание спины с максимальной амплитудой.
2. И.п. - стоя на одной ноге на носке боком к стенке с опорой на нее рукой, другая рука вытянута вверх. Волнообразные
движения туловищем и свободной ногой, как при плавании дельфином.
3. И.п. - стоя на дне бассейна, упираясь в стенку прямыми руками на уровне плеч. Выгибание и прогибание туловища
с максимальной амплитудой.
4. И.п. - стоя, руки вверху. Волнообразные движения туловищем.
5. И.п. - лежа, держась руками за стенку бассейна. Движения ногами дельфином.
6. То же, но лежа на боку.
7. Плавание при помощи движений ногами в положении на груди, держа доску в вытянутых руках.
8. Плавание при помощи движений ногами в положении на боку (доска прижата верхней рукой к туловищу, нижняя впереди).
9. Плавание при помощи движений ногами в положении на груди (руки впереди, затем вдоль туловища).
10. Плавание при помощи движений ногами в положении на боку (верхняя рука вдоль туловища, нижняя - впереди).
11. Плавание при помощи движений ногами в положении на спине (руки вдоль туловища).
Основные методические указания
Добиваться упругих, непрерывных движений тазом вверх-вниз, волнообразных движений расслабленными голенями и
стопами. Ноги не должны чрезмерно сгибаться в коленях. Плечи должны удерживаться на поверхности воды, не
раскачиваясь. Упражнения 7-10 выполняются вначале на задержке дыхания, затем -один вдох на два-три удара ногами.

Упражнения для изучения движений руками и дыхания
12. И.п. - стоя. Выкрут рук вперед и назад (руки захватывают концы шнура или резинового бинта).
13. И.п. - стоя в наклоне вперед, руки впереди на ширине плеч, голова слегка приподнята. Круговые движения прямых
рук вперед.
14. То же, но лицо опущено вниз.
15. То же, но руки имитируют движения» при плавании дельфином.
16. И.п. - стоя в воде в наклоне вперед. Упражнения 12-14, опустив лицо в воду (на задержке дыхания).
17. Плавание при помощи движений руками, с кругом между ногами.
18. Плавание при помощи движений руками без круга.
Упражнения для изучения общего согласования движении
19. И. п. - стоя руки вверх. Движения руками с одновременными движениями тазом, как при плавании двухударным
слитным дельфином. Последовательность движений: движение тазом; гребок руками вниз; второе движение тазом;
пронос рук в исходное положение. Упражнение вначале выполняется на суше, затем - в воде.
20. Плавание дельфином на задержке дыхания с легкими, поддерживающими ударами.
21. Плавание двухударным дельфином с задержкой дыхания и раздельной координацией движений. Задержка рук у
бедер после гребка либо после входа в воду. В этот момент выполняются два удара ногами и вдох.
22. Плавание двухударным слитным дельфином с задержкой дыхания.
23. То же, в согласовании с дыханием: сначала один вдох на два-три цикла, затем - на каждый цикл движений.
Основные методические указания
Упражнение 15: во время имитации гребка руки движутся дугообразно, вначале немного в стороны, к середине гребка
— вовнутрь. Акцентировать внимание на высокое положение локтя. Упражнение 16: плечи находятся на поверхности
воды, для вдоха голова приподнимается так, что подбородок касается коды. Упражнения 16-18, 20-23:
контролировать положение высокого локтя в начале Гребка, ориентацию кистей ладонями назад. Гребок должен
выполняться до бедер. Вначале выполняются на задержке дыхания, затем - один вдох на два-три Никла движений, затем
- па каждый цикл. Упражнение 19: вначале выполняется медленно, с небольшими задержками, затем в рабочем
темпе.

Упражнения для изучения техники стартов
Ко времени изучения стартового прыжка пловцы должны овладеть техникой выполнения учебных прыжков в воду.
Стартовый прыжок с тумбочки
1. И. п. - основная стойка. Согнуть ноги в колейных суставах и, сделав мах руками, подпрыгнуть вверх; при этом руки
выпрямить, кисти соединить, голова между руками.
2. То же из исходного положения для старта.
3. Принять исходное положение для старта. Согнуть ноги в коленных суставах, наклониться вперед, опустить руки и
выполнить мах руками вперед-вверх. Оттолкнуться ногами и выполнить прыжок вверх; одновременно соединить руки
впереди и «убрать» голову под руки.
4. То же, но под команду.
5. Выполнить спад в воду с отталкиванием в конце падения.
6. Выполнить стартовый прыжок с бортика бассейна.
7. Выполнить стартовый прыжок с тумбочки. Вначале со скольжением до всплытия, затем с гребковыми движениями
ногами, выходом на поверхность и первыми гребковыми движениями.
8. То же, но под команду.
9. Стартовый прыжок через шест с увеличением высоты и дальности полета
10. Стартовый прыжок с акцентом на быстроту подготовительных движений, скорость или мощность отталкивания.

6. Организационно – педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
 удобный, хорошо проветриваемый кабинет для групповых занятий;
 спортивная форма;
 спортивный инвентарь (мячи, скакалки, гимнастическая скамейка);
 наглядный материал;
 справочная литература;
 аудиозаписи для занятия.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Оборудование
стеллаж для хранения акваинвентаря, 140x163x60 см,
тонущие игрушки для обучения нырянию "Водоросли" 3 шт.,
круг надувной с ручками 76 см,
аквадиски для развития координации, 20x20 см,
аквапояс,
аквапояс 5-секционный,
аквапояс-рукзачок,
багор для вылавливания предметов из воды,
гимнастические скамейки,
стойки для прыжков,
плакаты,
музыкальный центр.
7. Литература

Литература для учителя:
1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «BAKO», 2004.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «BAKO», 2004.
3. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. — М., 2005.
4. Коробейников Н.К., Физическое воспитание. — М., 1989.
5. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. — M.,1991.
6. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. ACT Арстель Москва, 2003.
7. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Минск, 1990.
8. Ю.А. Янсон: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009.
9. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя. Составитель В.И. Лях.
10. «Звонок на урок здоровья». М.М. Кондратьева, М. Просвещение 1991.
11. «Ларчик с играми». С.И. Глязер, Детская литература, М. 1975.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».