Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии:
С Законом от 25декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О национальном
планепротиводействиякоррупциина 2016–2017годы»;
Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных
положений Федерального закона"Опротиводействиикоррупции"»;
постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 «Об
утвержденииметодикиосуществлениямониторингаправоприменениявРоссийскойФедерации»;
распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 816-р «Об утвержденииПрограммыпо
антикоррупционномупросвещениюна2014–2016 годы»;
Антикоррупционноеобразованиеявляетсяцеленаправленнымпроцессомобученияивоспитани
явинтересахличности,обществаигосударства,основаннымнаобщеобразовательныхпрограммах,
разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемыхв
образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного
мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.
В рамках Стратегии противодействия коррупции важной составляющей является и
системаобразования.Вопросантикоррупционноговоспитанияипросвещенияобучающихсявобразоват
ельном учреждении представляется довольно сложным и для своего решения
требуетцеленаправленныхусилий специалистов и общественностивцелом.
Всодержании школьного образования и, в частности, в образовательной области
«Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры
личности,которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической
политическойзадачи – превращения России в современное правовое государство. Молодежи завтра
предстоитзанятьответственныепостывсистемегосударственныхоргановвластииместногосамоуправл
ения,общественной жизни, бизнесе. Для обучающихся важно не только получить определенные
знания,но и сформировать негативное отношение к коррупции, получив практические социальные
навыкиикоммуникационныеумения,позволяющиеизбегать коррупционныхпрактик.
Новыеобразовательныестандартыпредполагаютформированиеключевыхкомпетенцийобучаю
щихся,такихкак:личностная,информационная,самостоятельнаяпознавательнопредметнаяигражданскоправовая.Даннаяпрограмманаправленанаформированиеантикоррупционногосознанияуобучающихс
ячерезстановлениеключевыхкомпетенций,которыепозволятимадекватносоциализироватьсявсоврем
енномобществе.
Данная программа акцентирует внимание обучающихся на этической стороне
проблемы.Проблеманравственноговыбора,котораядолжнастатьпсихологическимновообразованием
выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике
(научитьученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). В программе
оптимальноиспользуютсяразнообразныесовременныепедагогическиетехнологии,такиекактехнолог
ияТОГИС(Технологияобразованиявглобальноминформационномсообществе);технологииразвитияк
ритическогомышления;технологияпроектнойдеятельностииинтерактивныетехнологии.
Программа«Формированиеантикоррупционногосознанияушкольников»являетсямеждисцип
линарной,
интегративной,содержаниекоторойможнораскрытьмодульноврамкахучебных
дисциплин: истории, обществознания, правоведения, экономики, географии, литературы
идругихпредметов.Такжепрограммуможноиспользоватьвкачествекурсаповыбору,факультативов,
цикла тематических классных часов, внеклассных мероприятий при проведениипредметныхнедель
вшколе.
Принципыантикоррупционногообразования:
1. Преемственность.
2. Системность.
3. Комплексность.
4. Учётвозрастныхособенностей.
5. Интегрированностьвобразовательныйпроцесс.
6. Связьскомпетентностнымподходомвобразовании:
способностьккритическомувосприятиюдействительности;
способностьадекватнооценитьситуацию;
способностьаргументированоотстоятьэтупозицию;
способностьэффективнодействоватьвсоответствиисосвоими убеждениями;
способностьбратьнасебяответственностьзасвоидействия.
7. Партнёрство. Реализация задач антикоррупционного образования возможна
приучастиивсехзаинтересованных сторон: молодежных
организаций,родительской общественности, представителей властных структур
иправоохранительныхорганов.
8. Превентивность, направленность на предупреждение любого
проявлениякоррупционногоповедения и мышления.
Актуальностьпрограммы
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль
встановлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением
коррупциикакявления,абсолютнонесовместимогосценностямисовременногоправовогогосударства,–
важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не
толькопрестижстраны, но и вопроснациональной безопасности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному
явлениюприводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной
ситуациизаключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает
бытьпостыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться
скоррупциейбессмысленно,апростойгражданиннеимеетвозможностипротивостоятьеепроявлениям.
Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий
ивопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка
системызаданий,проектированиеиописаниеразличныхформантикоррупционногопросвещенияшкол
ьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) может стать
инновационнымнаправлениемвметодическойдеятельностипедагога.Школануждаетсявпедагогическ
иобработанномматериале,побуждающемучениковкформированиюсобственнойсистемыценностей.
На школьных уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социальноисторическое,социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через
выявлениепричин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему
обществу,необходимоцеленаправленноформироватьнегативноеотношениеккоррупции(такжекаккна
ркомании,алкоголизмуит.д.),развивать навыки антикоррупционногоповедения.
Программа позволяет детализировать отдельные направления работы по
противодействиюкоррупции,создатьусловиядляформированияантикоррупционногомировоззренияо
бучающихсяиактивной гражданской позиции(комплексность).
В свете современных требований в рамках гражданского образования необходимо
осуществлятьсистематическуюработупоформированиюантикоррупционногосознанияобучающихся.
Цель:
Созданиеусловийдляформированияантикоррупционногомировоззренияобучающихся.Воспитыва
ть ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования
уучащихсягражданскойпозиции относительнокоррупции.
Задачи:
Способствоватьразвитиюнавыковзаконопослушногоповеденияобучающихся.
Обеспечить получение обучающимися знаний о сущности коррупции, ее
общественнойопасности.
Способствовать формированию у обучающихся навыков антикоррупционного
поведения,нетерпимости кпроявлениямкоррупции вповседневной жизни.
Создание условий для совместной деятельности школы и представителей социума
повопросамантикоррупционного воспитанияобучающихся.
Основныенаправления:
Антикоррупционноеобразованиеиантикоррупционнаяпропаганда;
Обеспечение открытости и доступности для населения деятельности
образовательногоучреждения,укреплениесвязейшколы сгражданскимобществом;
Проведение мероприятий по антикоррупционному образованию,
антикоррупционномупросвещению,антикоррупционной пропаганде;
Переченьмероприятий:
Организация
информационно-методической
деятельности
по
антикоррупционномуобразованию,антикоррупционномупросвещению,антикоррупц
ионнойпропаганде;
Образовательная деятельность антикоррупционной направленности через
изучениесоответствующих
темврамках
преподаванияразличныхучебныхпредметов.
СовершенствованиесайтаобразовательногоучреждениявсоответствиисзаконодательствомРос
сийской
Федерации
в
целях
обеспечения
информационной
открытости
образовательнойдеятельности.
Проведениеакций,диспутов,бесед,тематическихклассныхчасов,встречспредставителямиправ
оохранительныхорганов,родительскихсобраний,днейоткрытыхдверей,другихмероприятий,н
аправленныхнаформированиеантикоррупционногомировоззренияобучающихся.
Каждый учитель в процессе реализации программы вправе использовать собственный подход
кструктурированиюучебногоматериала,определятьпоследовательностьегоизученияипутиформиров
аниясистемызнаний,уменийиспособовдеятельности,развитияисоциализацииобучающихся.
Ожидаемыеконечныерезультатыреализации:
По итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть
сформированыследующиеключевыекомпетентности:
информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами
Internet,владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять
активность
вобсужденииразличныхвопросов,установлениеновыхкоммуникативныхсвязейиприобретени
енавыков общенияи взаимодействия другсдругом);
личностнаякомпетентность (самооценка, умение оценить свои
ресурсы,стрессоустойчивость,принятиерешений, умениесделать выбор);
гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,
умениеприменитьэтизнаниянапрактике,умениеобеспечивать социальную роль);
самостоятельная
познавательно-предметная
компетентность
(умение
видеть
проблемы,задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям,
классифицироватьнаблюденияинавыкипроведенияэкспериментов,делатьвыводыиумозаключ
ения,структурировать материалиработатьстекстом);
культурно-досуговаякомпетентность(умениеорганизоватьсвойдосуг,знаниеигр);
решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и
аргументироватьего).
Критерииреализациизадач:
1. Уровень освоения обучающимися содержания курса, т. е. содержания основных
изучаемыхвопросов: терминов, понятий, явлений (выявляется с помощью контрольных
вопросов,тестов,викторин, кроссвордов).
2. Устойчивостьинтересаобучающихсякпредмету
сохранность контингента (количество обучающихся на начало реализации программы –
наокончание(таккак даннаяпрограммареализуетсявформефакультатива));
наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают
назанятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью,
бесед,опросов,входе рефлексии.
3. Уровеньтворческойактивностидетей
выявлениепозиции(участиеобучающихсявиграх,диспутах,беседах)
выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к
заданиям,которыепредлагает учитель).
4. Творческиедостижениядетей(написаниеэссе,созданиеколлажей,выполнениепроекта).
5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым
отдельнымчленомколлектива(дружелюбие,взаимопонимание,работавпарах,коллективноевыполне
ние
заданий).
Порядокмониторингаходаирезультатовреализации:
Внутренниймониторингпроводитадминистрация.
Результаты реализации программы обсуждаются в конце учебного года на
педагогическомсовете.
Задачиантикоррупционноговоспитания:
дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления
вразличных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных
последствияхэтогоявления;
научитьсяраспознаватькоррупцию;
сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного
социальногоявлениясопорой напринциписторизма;
сформировать комплекс знаний о ситуациях коррупции для формирования
стандартовповедениявсоответствиисправовымииморально-этическиминормами;
стимулироватьмотивациюантикоррупционногоповедения;
формироватьнетерпимостькпроявлениямкоррупции;
продемонстрироватьвозможностиборьбыскоррупцией;
воспитатьвучащихсяценностныеустановки(уважениекдемократическимценностям;
неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за
действие,поступок;постоянноеусовершенствованиеличной,социальной,познавательнойикуль
турнойкомпетентностии т.п.);
способствоватьреализацииразличныхвозможностей:общаться,находить,передаватьинформац
ию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рациональнопланировать
и
организовывать
деятельность, брать
на себя ответственность
за свои
действия;общатьсяисотрудничать, конструктивнорешатьрасхожденияиконфликты.
Путиформированияантикоррупционногосознанияшкольников:
использование в качестве положительного примера отсутствие случаев
коррупционногоповеденияприпроведениитренировочноготестирования,ЕГЭи
ГИА,олимпиад.
антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции
какпреступногодействия на урокахисториии обществознания;
обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе
взаимодействияпедагоговиучащихся;
педагогическая деятельность по формированию у учащихся
антикоррупционногомировоззрения.
Работупоформированиюантикоррупционногосознанияшкольниковпланируетсяпроводитьнавсе
х ступеняхшкольногообразованияс учетомвозрастныхособенностейучащихся/
Перечень планируемых воспитательных мероприятий на
формированиеантикоррупционныхпросвещенияобучающих
ся
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименованиемероприятия
Оформлениестенда«Чтонадознатьокоррупции»
КонкурсЭссе«ИсториякоррупциивРоссии»
(8-11классы)
Игра«Я,ты,он,она–вместешкольнаястрана!»
(3-11классы)
Правоваяиграобисториикоррупции
(8-11классы)
9 декабря –международный
день борьбы
скоррупцией:
Конкурс рисунков «Посмотрим на себя со
стороны»(2-7классы)
Урок России
«Я – гражданин свой страны», «Мы
всеразные,ноунасравныеправа»(1-11 классы)
Ролевая игра «Учимся видеть
коррупцию»(9-11классы)
Выпускшкольнойгазеты«Проблемысовременности»
Сроки
исполнения
Ответственный
исполнитель
заместитель
руководителяпоВР
Декабрь2020
Втечениивсегопе учителя
риода
Втечениивсегопе
риода
Втечениивсегопе
риода
Втечениивсегопе
риода
Втечениивсегопе
риода
Втечениивсегопе
риода
Втечениивсегопе
риода
9
Беседынаклассныхчасах:
1-4классы
«Уставшколы»
Втечениивсег
опериода
«Правилажизникласса»
УрокМира
«Оправах иобязанностях»
10
Беседынаклассныхчасах:
5-7классы
«Гражданинизакон»
«Уставшколы, уставкласса»
«Нашклассныйколлектив»
«ГосударственныесимволыРоссии:историяисовременно
сть»
«Отчегозависитактивнаяипассивнаяпозициячелове
кавжизни?»
ВстречисинспекторомОДН
Втечениивсегоп
ериода
Дискуссионныйклубправовыхз
наний«Мыи закон»
Ролеваяигра «Чтонамстоитдом
построить…»,
Видеопроекты:«Праздникистраны:
Деньнародногоединства,ДеньРоссии.Деньзащитников
Отечества.ДеньПобеды.Деньборьбыс
коррупцией.
Тематикаклассных часовв5–8-х классах
1. Бытьчестным.
2. Позаконамсправедливости.
3. Чтотакое взятка.
4. Настражепорядка.
5. Проблема«обходного»пути.
6. Откудаберутсязапреты?
7. Чтотакоеравноправие?
8. Бытьпредставителемвласти.
9. Властныеполномочия.
10. Когдавсевтвоихруках.
11. Чтотакоеподкуп?
Тематикаклассных часовдляучащихся9–11-хклассов
1. Чтотакоекоррупция?
2. Коррупциякакпротивоправноедействие.
3. Какрешитьпроблемукоррупции?
4. Откудаберетсякоррупция?
5 Законинеобходимостьегособлюдения.
6. Какразрешатьпротиворечиямеждужеланиемитребованием?
7. Государствоичеловек:конфликтинтересов.
8. Требованиякчеловеку,обличенномувластью.
9. Зачемнужнадисциплина?
10. Преимуществособлюдениязаконов.
Формированиеантикоррупционныхнавыковнауроках
Начальныйуровеньобучения
Системаработыпоформированиюантикоррупционногомировоззрения
школьников
Учебнымипредметами,содержание
которыхпрямоили
косвенновлияетна
осмыслениемладшимишкольникамиразличныхсоциальныхявлений(втомчислеисвязанныхстакимипо
нятиями,какпольза,обмен,подарок,благодарность,тоестьстемитерминами,которыевсовременномобщ
ествеассоциируютсяскоррупцией),являютсялитературноечтениеиокружающиймир.Рядслов,значени
екоторыхможетбытьосвоеночерезжизненныйопытиобсуждение,осмыслениеихнауроках:праздник,со
бытие,подарок,услуга,польза,благодарность,великоеслово
«спасибо»,бескорыстие.
Например, программа по литературному чтению в начальной школе разработана в
контекстеформирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных
произведенийлитературы.Такимобразом,сампредмет«литературноечтение»имеетбольшоезначениев
решениизадачвоспитательногохарактера,втомчислеиантикоррупционноговоспитаниявначальнойшк
оле.Литература как часть культурного наследия знакомит с нравственно-эстетическими
ценностямисвоегонарода,способствуетформированиюличностныхкачеств,соответствующихнациона
льнымиобщечеловеческимобразцам.Освоениючитателями–
младшимишкольникаминравственныхценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках
литературного
чтения
в
различныхучебнометодическихкомплектах,атакжесистемавопросовизаданий(методическийаппаратучебников),
обращенный
к
жизненному
опыту
ребенка,
к
его
проблемам.
Кроме
того,
изучениехудожественныхпроизведенийпроисходитивонеурочнойдеятельностиврамкахпрограмм
«Литературноечтение»«Урокидлядуши»,«Азбукавежливости»ит.д.
Втечениепервогогодаобученияучащиесяполучаютнравственныепредставленияодоброте
и
сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и
ковсемуживому, овеликодушии, настойчивостии смелости.
В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к
родномукраю,малой родине,обответственности зародныхиблизких,осердечности исовестливости.
Втечениетретьегогодаобученияучащиесяполучаютнравственныепредставленияобответствен
ностичеловеказасвоюсудьбу,овеликодушии,озащитеродине,талантливостиищедрости
русского
человека.
В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления
осамопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о
понятиивинычеловека.
Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной
школе,дляиспользования вкачествеантикоррупционного просвещения.
Нравственные
представления
икачества
Гуманизм,
человечность,
великодушие,
сердечность,
добродушие
1класс
Ю.Ермолаева
«Лучшийдруг»,
А.Барто«Вот
так
защитник»,ВД
рагунский
«Другдетства»
2класс
3класс
4класс
Н.Артюхова
Русские
«Большая береза», народныесказки
В.Берестов
В.Гаршин«Сказка
ожабе и розе»,
К.Паустовский
«Бабушка
«Корзина
Катя», «Хаврошечка»,
Б.Житков
К.Паустовский
«Храбрыйутенок», «Заячьилапы»
В.Драгунский
«Надо
иметь
шишками»,
Д.Мамин
Сибиряк
«Приемыш»,
с
–
чувствоюмора»
Долг,
С.
Михалков
ответственность «Важныйсовет»,
Д.Тихомиров
«Мальчики
и
лягушки»,
«Находка»
Совесть,
М. Пляцковский
совестливость
«Помощник»,
В.Осеева
«Собакаяростно
лаяла»
Русские
народные К.Паустовский
сказки
«Растрепанный
«Гусилебеди», воробей»
«Сестрица
Аленушкаибратец
Иванушка»,
Л.Толстой
А.Куприн
«Филиппок»,
«Слон»,
«Старый
дед и М.Пришвин
П.Ершов «Конекгорбунок»,
Жития,
Былины
внук»
Б.Житков
«МояРодина»,
А.Платонов
«Цветок
наземле»,«Е
щемама»
С.
Аксаков
«Аленький
цветочек»,
«Какяловилч
еловечков»,
Система формирования знаний антикоррупционной направленности на
урокахокружающего мира:
Ключевыепонятия
Семья,общество
Этикет
Внутренниймир
нравственность
Чистота,
раздельный
сбормусора,
защита
окружающей
среды,
поступок
Экология
Природное
и
культурноенаследие
Профессии
Родина,
федерация,
народы
Правачеловека,закон,
Конституция
Отраслиэкономики
Потребности
Товары,услуги
1класс
2класс
Как
живет Наша
семья?
дружная
семья
Родословная
Правила
вежливости
Откуда
Красная
берется
и книга
куда
Будьприроде
девается
другом!
мусор?
Откуда
в
снежках
грязь?
Почему
мы
часто
слышим
слово
«экология»?
Когда
мы Все
станем
профессии
взрослыми?
важны
Наша страна Родная
-Россия
страна
Городисело
3класс
Человек
Общество
4класс
Что такое экология
Экологическая
безопасность
Экономика
и
экология
Что
такое Длячего
экономика
экономика
Природные
Мир
глазами
эколога
Сокровища Земли
под
охраной
человечества
Нашкрай
Основной
закон
России и
права
человека
Мы–
граждане
России
Государственные
символы
нужна
Наука
Деньги,бюджет
богатства
итруд
людей–
основа
экономики
Чтотакоеденьги
Государственный
бюджет
Основнойисреднийуровеньобучения
Врамкахуроковисториииобществознаниявсреднейистаршейшколахрассматриваютсяэлементыпоант
икоррупционнойпроблематике.
ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ
Введение
Коррупциякакфактор,угрожающийнациональнойбезопасности.Актуальностьпроблемыпротиво
действиякоррупции.
Древниевосточныеиантичныеавторыокоррупции.Устноенародноетворчествоожадности,взяточ
ничестве. Выдающиеся деятели о коррупции.
Тема1.Коррупциякаксоциальноеявление.
Происхождение термина «коррупция». Многообразие определений коррупции.
Правовые,политические,экономические,моральноэтические,бытовыеподходыкопределениюкоррупции.
Понятиекоррупции.Сущностьисодержаниекоррупционныхотношений.Двесоставляющиекор
рупции:правовая(коррупционныеправонарушения,преступления)иэтическая(этическиекоррупцион
ныенарушения).Этическиеотклонениякакосновараспространениякоррупциивобществе.Основныепр
изнаки коррупционного действия.
Причины появления и живучести этого социального недуга. Отношение к взяточничеству
вмировыхрелигиях(Библия.Коран).
Географиякоррупции.Политическийрежимикоррупция.Причинывысокогоуровнякоррупциив
странахсэкономикойпереходногопериода.
Коррупциякакфакторнарушенияправчеловека.
Показатели(рейтинги,индексы,статистика)коррупциивобществе.Необходимостьихкритическ
ого анализаиосмысления.
Видыкоррупции.Формыеепроявления(злоупотреблениеслужебнымположением,взяточничес
тво,растрата, вымогательство, фаворитизм и т.д.).
Коррупциякаксоциальноопасноеявление.Негативныепоследствиякоррупциивразличныхсфер
ахжизнедеятельностиобщества(социальной,политической,экономической,атакжевповседневнойжи
зни человека).
Тема2.Явлениекоррупциивмировойистории.
Отношениегосударстваиобществаккоррупции.Способыборьбыскоррупцией,ихэффективност
ьвцивилизацияхДревнегомираиСредневековья,странахдоколониальногоВостока.Римскаяреспублик
аи империя. Римскоеправо.
Новациивобразежизни,характеремышления,ценностныхориентирахисоциальныхнормахвэпо
хуНовоговремени. ЭволюциикоррупциивразвитыхстранахнарубежеXIX-XXвв.
Появление клептократических режимов во второй половине XX
в.Современноемировоесообществовборьбескоррупцией.
Тема3.ИсторическийопытпротиводействиякоррупциивРоссийскомгосударстве.
Традиция«почести»,подношениядаров.ПравовыепамятникиДревнейРуси.
Посулы(подношения).«Почесть»(официальнонезапрещеннаяформадобровольногоприношен
ия).
Мздоимство
(действия
без
нарушения
закона).
Лихоимство
(действия,
нарушающиезаконодательство).ОтношениегосударствакданнымявлениямвXIV-XVвв.
Судебник1497г.–первоезаконодательноеограничениекоррупционныхдействий.
СудебникИванаIV1550г.Официальноепризнаниевзяточничестватяжкимпреступлением.
Запрещение«посулов». Введениенадзораначальниковзасвоимиподчиненными.
Система «кормлений». Негативная роль «кормлений» в разъедании
госаппаратакоррупцией.Ликвидацияинститута«кормлений»Земскойреформой1555–
1556гг.
Соляной бунт 1648 г. в Москве как антикоррупционное выступление москвичей.
СоборноеУложение1649г.Отсутствиесерьезныхизмененийвправовомрегулированииборьбысовзято
чничеством.
Противоречивый характер борьбы со взяточничеством, казнокрадством в эпоху Петра
I.Введениефиксированнойежемесячнойплатыслужащим.ВведениеинститутафискаловУчреждение
прокуратуры. Указа Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное»(24декабря
1714 г.).
Фаворитизм
как
фактор
распространения
коррупции.УпорядочиваниевнутреннегоуправленияРоссииприЕкат
еринеII.
Причины,порождающиедолжностныепреступления.Социальнополитическиепротиворечиявгосударственномуправленииимперии.Непоследовательностьвборьбесд
олжностной преступностью. Превращение коррупции в механизм государственного управления
вXIXв.
Отношениеобществакмздоимствуилихоимству.Примерычестногослужениягосударствуиобщ
еству.
Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (А. Данте,
У.Шекспир, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин,
И.П.Крылов,А.Н. Островский идр.).
Антикоррупционныемерывсоветскомгосударстве.Отношениеккоррупциикакбуржуазномупе
режитку,единичномуявлению.Дефициттоваровнародногопотребления,развитие
«теневойэкономики»икоррупциив1960-хгг.«Компанейщина»вборьбескоррупцией.Показательные
процессы советской карательной юриспруденции. Отсутствие системы в борьбе
скоррупциейвСССР.
Художественныеобразы «переродившихся» советских служащих (произведения В.
Маяковского,И.ИльфаиЕ.Петрова,М.Зощенко,М.Булгаковаидр.).
Переход к рыночным отношениям в 1990-х гг. Ускоренная капитализация
экономическихотношенийобщества.Всплеск коррупции.Институционализациякоррупции.
Расширениеантикоррупционнойнормативно–правовойбазывРоссии90хгг.Причинынизкойэффективностипротиводействиякоррупции.
Тема4.АнтикоррупционнаяполитикавмиреивсовременнойРоссии.
Понятиеантикоррупционнойполитики,еесодержание.Субъектыантикоррупционнойполитики
:международные(ООН,СоветЕвропы,СНГидр.),национальные,региональныеимуниципальные.Опыт
международнойборьбыскоррупцией.Современныемоделистратегииборьбыскоррупцией (Сингапур,
Швеция,Китай и др.).
Международное антикоррупционное законодательство (Конвенция ООН против
коррупции.Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию и др.).
Международныйденьборьбы скоррупцией-9 декабря.
Россиявмировыхинтеграционныхпроцессах.УчастиеРоссиивформированиисовременнойанти
коррупционноймеждународно-правовой системы.
Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и
повышающиепрозрачность деятельностиоргановгосударственной властиРФ.
УголовныйкодексРФовзяточничестве(ст. 290,ст. 291).
Молодежькакобъектилисубъектвозможныхкоррупционныхдействий.Мерыпротиводействия
коррупции вОУ.
Открытостьинформациикакспособборьбыскоррупцией.РольСМИ.
Национальныйпланпротиводействиякоррупции(31июля2008).Федеральныйзакон«Опротиводей
ствиикоррупции»(25 декабря 2008).
Мерыгосударственногоиобщественногоконтролязареализациейантикоррупционнойпрограммы
вРФ.
Рольгражданскогообщества,каждогогражданинавпротиводействиикоррупции.
Разделыистории
Элементыстандарта,вкоторые
Элементы
содержания
возможно включение
тематики,
поантикоррупцион
связаннойскоррупцией
нойпроблематике
Всеобщаяистория
Появлениебюрократии.
История
Архаичные
КоррупциявДревнемЕгиптеиШу
Древнего
цивилизации
мира
Древности.Социальныенормы, мере.
5класс
духовныеценности,философскаямысл Древнеиндийский
трактат
ьвдревнемобществе.
окоррупции.
ФормированиеиндоКоррупциявРимскойимперии.
буддийской,китайскоРимское право о
конфуцианской,иудеокоррупции.Возникновение
христианскойдуховныхтрадиций.Воз
христианства.
никновение
Христианскаяэтика.
Отношение к
исламской взяточничествувмировыхрелигиях.
цивилизации.
История
Индульгенциикаксредствокоррупци
Христианская
средних
средневековаяц и.Продажность церкви.
веков
и
ивилизациявЕвропе,еерегиональныео Абсолютизм
6класс
коррупция.Фавори
собенностиидинамика развития.
тизм.
Бекингем.
Кризисевропей
Фуке.Казнокрадств
ского
средневекового о.
обществавXIV-XVвв.
Новоевремя
Торговыйимануфактурныйкапитализ
Новации в образе жизни,
7класс
м.Новациивобразе
характеремышления,
жизни,характеремышления,ценностн
ценностныхориентирах исоциальных
ых
ориентирах
нормах
в
и
эпохуВозрождения и
социальныхнормахвэпохуВозрожден
Реформации.
Н.
ияиРеформации.
МакиавеллииТ. Гоббс о
коррупции.Формирование идеологии
От
сословнопредставительныхмонархийкабсолюти Просвещения,
идеалы
правовогогосударства
зму.
Идеология
Просвещения игражданскогообщества.
Панамский
канал,
и
конституционализм.Становлениеграж
объединениеГерманиии«ре
птильныефонды»Бисмарка.
данскогообщества.
Промышленный
Американские
железныедороги.Коррупци
переворот.Развити
е
явколониальном
капиталистических Китае.
отношенийисоциальнойструктуры
индустриального общества в XIX
в.Особенности духовной
жизниНовоговремен
и.
ТрадиционныеобществаВостокаву
словияхевропейской колониальной
экспансии.
От
Новой
Демократизация
общественноМонополистический капитализм
кНовейшей политическойжизнииразвитиеправово
ипротиворечияегоразвит
истории:поис гогосударства.
ия.ДелоСтавиского
Развитие
Государственно-правовые
к
путейразвити системы
и
социальнополитическойкоррупции.
яиндустриальногооб
экономическое развитие общества
Связь коррупции и
щества
вусловиях
тоталитарных
и типаполитическогорежима.
8класс
авторитарныхдиктатур.
Политический
лоббизм.
Человечествонаэтапе Особенности
Партийнаякоррупция.Появлениеклеп
современных тократическихрежимов
перехода
кинформационному социально-экономических
вовторойполовинеXXв.Коррупция –
процессоввстранах Западаи общийвызов для странспереходной
обществу
Востока.
Глобализация
9класс
ИсторияРоссии
РусьвIX–
началеXIIвв.
общественного
развития
на
рубежеXX-XXI
вв.Интернационализацияэкономики
и
формирование
единогоинформационногопростран
ства.
Происхождение
государственности
экономикой.
Транснациональные
корпорацииикоррупция.Коррупция
иглобализация.
Противодействие
коррупциивотдельныхстранах.
Формирование
международного
антикоррупционного
законодательства.
СтановлениясудебнойсистемынаР
у
уси.Развитиезаконодательства
восточныхслав
ян.ПравонаРуси.
Системакормлений,мздоимство,л
Борьба
за
политическуюгегемониюв ихоимство,посулы.
Северо-ВосточнойРуси.
Москва
как
центр
объединениярусскихземель.
Российскоегосударст
Завершениеобъединениярусскихзе
Формирование
во
во мельиобразованиеРоссийского
разветвленной
системыуправлениявРоссии.
второй
государства.
Местничество
как
половине Реформы середины XVI
принцип
XV-XVIIвв.
в.ПервыеРомановы. Социальные
формированиягосаппарата.
движенияXVIIв.
Системакормлений.Системныйхаракте
ркоррупции.
Судебник 1497 г. Судебник 1550
г.,БорьбаИванаIV с
взяточниками.Вымогательст
во
в
царствованиеАлексея
Михайловича.
Восстание1648г.исистемана
казанийзавзятки
всудевСоборномУложении1649 г.
Россия в XVIII – Петровские
преобразования. Антикоррупционная
серединеXIXвв.
Абсолютизм.
деятельность
Сохранениетрад ПетраI.МздоимствоМеншикова.
Система«кормленияотдел»приАнн
иционных
порядков
икрепостничеств еИоанновне.
Борьба со взяточничеством
а
в
приЕкатерине II. Идеалы
условияхразверт
ывания
модернизации. просвещения ироссийские реалии.
Борьба
Реформы государственной
свзяточничеством
системывпервой половинеXIX в.
иказнокрадством
РусскоеПросвещение.
ПриАлександре IиНиколае I.
Русскиеземлиикняже
ствавXII–
серединеXVвв.
Россиявовторойполов
инеXIX–началеXXвв.
Реформы1860-х–1870хгг.Самодержавие,сословныйстрой
имодернизационные
процессы.Российски
й
монополистический
капитализм и его особенности.
Рольгосударствавэкономическойжиз
ни
страны.
Русскояпонскаявойна.РоссиявПервоймиров
ойвойне.
Революция
Революция
1917
иГра
г.Провозглашени
жданская
война е
и
утверждение
вРоссии
Советскойвласти.
СССР в
1922-1991
Формирование
однопартийнойсистемы.
Российское
чиновничество.Двойныес
тандартывборьбескоррупциейвРоссийс
койимперии.Причины живучести
коррупции(«меньшеезло»
посравнениюсреволюционнымдвижен
ием,высокая
степень
государственного
вмешательствавэкономику).
Отрицание
коррупции
каксистемногоявле
ния.
Декрето
взяточничестве1918г.Нэпикорруп
ция.
Факторы,
гг.
9класс
Политика
препятствующие
«военного
коммунизма».
Переход кновой
распространениюкорр
упциив
СССРифакторы,спосо
экономической бствующие
ее
политике.ОбразованиеСССР.
сохранению.Борьбаск
Культ
личности
оррупциейкакборьбазаустранение
И.В.Сталина.Массовыереп
рессии.«Застой».
политическихпротивни
ПричиныраспадаСССР.
ков.
Тоталитарная
модельборьбыскорруп
цией.Авторитарная
модельборьбыскоррупцией.
Российская
Переходкрыночнойэкономике:рефо Либеральнаяиолигархическаямодели
Федерация
(1991- рмыиихпоследствия.
борьбыскоррупцией.Особенности
2003гг.)
Россия
в
коррупции
9класс
всовременнойРосс
мировыхинтеграци
ии,
онныхпроцессахиформировании
современноймежду еесистемныйхарактер,созданиекоррупц
ионныхсетей.Причиныраспространенно
народно-правовойсистемы.
сти
Россияивызовыглобализации.
коррупции.Правовая
Президентские
демократическаямодель
борьбы с
выборы2000г.Курс
на
коррупцией.
укреплениегосударстве
Национальногоантикоррупционныйком
нности,экономическийподъем,
итет,Совет
социальную
попротиводействиюкоррупции.Федерал
иполитическую
ьный
стабильность,
закон«Опротиводействиикоррупции»
укрепление
национальной
безопасности,достойное дляРоссии
место
в
мировом
сообществе.
Обществознание9-11классы
Разделыобщест
Элементы стандарта, в
Элементы
содержания
вознания
которыевозможно
поантикоррупционн
включение
тематики, ойпроблематике
связаннойскоррупцией
Человек как творец Свободаинеобходимостьвчеловеческо Антикоррупционное
итворениекультуры й
мировоззрение.
деятельности. Коррупционность Мировоззрение.Мораль.Право.
мировоззренческаяхарактеристика
общества и
личностиВыборвусловияхальтернативы
иответственностьзаегопоследствия.
Гражданиникоррупция.
Общество
Системноестроениеобщества:элеме Коррупция как симптом
как нты
иобщественнойи
сложная
подсистемы.Основныеинститутыобщ
государственной
динамическая
ества.
дисфункции.Коррупциякакугроза
система
Многовариантность
национальнойбезопасностиРоссий
общественногоразвития. скойФедерации.
Процессыглобализации.
Глобализация как процесс
Обществоичеловекпередлицом созданияновойсистемымира.МестоРосс
угрозивызововXXIвека.
ии
в
миреXXIв.
Экономика
экономическаянаука
Социальные
и
Рольгосударства
Коррупция
вэкономике.Э «рыночныйответ»наслабость
кономическийростиразвитие.
государства.
Мировая
Глобальнаяконкуренцияипр
экономика.Гособлемыкоррупции.Коррупция
ударственная политика в
в
областимеждународной
международномэкономичес
торговли.Глоб комсотрудничестве.
альные
экономические Экономический аспект
проблемы.
коррупции.Коррупциякак
Особенности
стимул«тенизации»
современнойэкономикиРоссии.Эконо экономики.
мическая
политика
РоссийскойФедерации.
Социальные группы. Социальная Молодежь
и коррупция. Статус
отношения.
стратификация.
Виды
социальных
норм.Социальныйконтр
оль.
Молодёжькак
социальная группа,
особенностимолодёжнойсубкультуры
.
государственного
служащего.Коррупци
я
какразновидностьдев
иантного
поведения,какнаруше
ние
ролевыхфункцийчленовсоциумаподнеп
осредственнымвлияниемчастныхинтере
сов.
Политика
Понятиевласти.Государство,егофу
Политическиецелиисредстваихдост
как нкции.
Типологияполитических ижения.
Коррупциякакспособ
общественное
режимов.
Гражданское общество борьбы за власть, как
явление
игосударство.
способсуществованиявла
сти.
Средства массовой
Политическийлоббизм,егоформы.
информациивполитическойсистемеоб
Коррупцияиизбирательныйпроцесс.
щества.
Проблемы формирования
Избирательная
кампания
вРоссийскойФ правовогогосударстваигражданскогооб
щества
едерации.
вРФ.Рольгражданскогообществавпро
тиводействиикоррупции.
СМИикоррупция.
Человекв
Социализация
Особенностипроцессасоциализациив
системе
индивида. современных условиях
общественныхотноше Социальныероливюношескомвозраст (конкуренцияагентовсоциализации).
ний
е.Самосознание
индивида Содержание
исоциальноеповедение.Ценностии
антикоррупционного
нормы.Свободаиответственность.
образования.
Общественнаязначимостьиличност
Стандарты
ный смыслобразования.
антикоррупционного
Политическоеучастие.
поведения.Выбориответственность.
Системароссийскогоправа.Законотв Система
Правовоерегу
антикоррупционных
орческий
лированиеобщ
законоввРоссийскойФедерации.
процессвРосс
ественныхотн
Понятие
ийскойФедерации.
ошений
коррупционного
Воинскаяобязанность.
правонарушения.
Право
на
Особенностиантикоррупционногозак
благоприятнуюокружаю
онодательствавдругихстранахМеждуна
щуюсредуиспособыегозащиты.
родно-правовые
Правила
приема
основы
вобразовательные
борьбыскоррупцией.
учрежденияпрофессиона
льного
образования.Порядок
оказания
платных
образовательныхуслуг.
Источникиилитература:
Официальный сайт Президента РФ:
http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtmlНациональныйпланпротиводействи
я коррупции.2008. 31 июля
УказПрезидентаРоссийскойФедерацииот12мая2009г.N537"ОСтратегиинациональной
безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009. 19 мая.
УголовныйкодексРоссийской Федерации (вредакции от 13.02.2009 г.).
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //
Российскаягазета.2008. 30 декабря.
Антикоррупционная политика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Сатарова. М.,
2004.Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт
борьбыскоррупцией. М.,2004.
Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на
урокахисториииобществознания:методическоепособие.М.:«Вентана-Граф»,2009.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А. Кабанова.
М.,2008.
Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного. СПб.,
2000.КирпичниковА.И. Взяткаи коррупция вРоссии. СПб.,1997.
МалаховА.Табельовзятках// Коммерсантъ-Деньги.2005.27июня.
МузалевскаяЕ.А.Проявлениякоррупциивсистемеобразования//Электронный ресурс:
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/Осно
выпротиводействия коррупции. М.,2000.
Римский В.Л. Потери от коррупции. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества
//Гуманитарно-политологическийЦентр«Стратегия». СПб.,2000 идр.