ПОЛОЖЕНИЕ
о сетевой форме реализации образовательной программы
психолого-педагогического класса/группы
ПОЛОЖЕНИЕ
о сетевой форме реализации образовательной программы
психолого-педагогического класса
1. Общие положения
1.1. Положение о сетевой форме реализации образовательной программы
психолого-педагогического класса/группы (далее Положение) определяет
особенности реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе
статус, содержание и организацию образовательной деятельности в профильных
психолого-педагогических классах (далее - ППК) в общеобразовательных
организациях, а также порядок и принципы взаимодействия образовательной
организации с другими организациями при реализации образовательных программ в
сетевой форме.
1.2. Положение разработано в соответствии с федеральными законами и подзаконными
актами системы образования РФ:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской
Федерации»;
• Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в РоссийскойФедерации" и отдельные законодательные акты
РоссийскойФедерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 №413);
• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519 «О
внесении изменения в федеральныйгосударственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.№ 413»;
• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
• Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России№ 391 от 05 августа
2020 «Об организации и осуществленииобразовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
• «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме», утвержденные Минпросвещения России 28 июня 2019 № МР-81/02вн;
• Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России№ 369 от 30 июля
2020 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных
предметов,
курсов,
дисциплин
(модулей),
практики,
дополнительных
образовательных
программ
в
других
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены
постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
• письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями для
общеобразовательных
организаций
по
открытию
классов
«Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при
2
реализации образовательных программ среднегообщего образования);
• иными федеральными законами и подзаконными актами, регулирующими
отношения участников образовательных отношений в системе общего образования
(см. Перечень законов и подзаконных актов для организации профильного обучения
по ФГОС СОО).
1.2.1. В Положении использованы следующие понятия из ст. 2 и 15 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и других законов и
подзаконных
актов,
а
также
раздела
1.2.1
Концепции
профильных
психолого-педагогических классов:
• адаптированная образовательная программа;
• базовая организация;
• договор о сетевых формах реализации образовательных программ;
• дополнительное образование;
• направленность (профиль образования);
• образовательная деятельность;
• образовательная организация;
• организация-участник;
• образовательная программа;
• обучающийся;
• обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;
• профильный класс (профильная группа);
• профильный психолого-педагогический класс;
• профильные педагогические пробы;
• профильные педагогические практики;
• примерная основная образовательная программа;
• сетевая форма реализации образовательных программ;
• сетевая образовательная программа;
• участники образовательных отношений;
• учебный план;
• индивидуальный учебный план.
1.3. Сетевая форма реализации образовательных программ в психолого-педагогическом
классе обеспечивает возможность освоения обучающимся сетевой образовательной
программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в
том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием
ресурсов
нескольких
образовательных
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с
использованием ресурсов иных организаций.
1.4. В реализации сетевых образовательных программ могут принимать участие
организации-участники:
наряду
с
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность (далее - образовательная организация-участник),
также
могут
участвовать
научные
организации,
медицинские
организации,организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации,
обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной
деятельности по соответствующей образовательной программе (далее - организация,
обладающая ресурсами).
1.5. Понятийный аппарат настоящего Положения определяется в соответствии с приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства
просвещенияРоссийской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организациии
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
3
2. Цель и задачи реализации сетевой образовательной программы
2.1. Цель реализации сетевой образовательной программы вППК - выявление и
поддержка педагогически одаренных обучающихся посредством осуществления
профессиональной педагогической ориентации обучающихся 8-11 классов на
освоение педагогических профессий, формирование устойчивого интереса к
педагогической и организаторской деятельности.
2.2. Основными задачами реализации сетевой образовательной программы в
соответствии с выбранным направлением профиля могут являться:
2.2.1. Обеспечение
непрерывности
образования
обучающихсяна
основе
организационной модели школа – ВУЗ / ССУЗ;
2.2.2. Проведение различных видов развивающих профильных занятий с
обучающимися школы для пропедевтики ихпоступления на педагогические
направления в профессиональные образовательные организации;
2.2.3. Обеспечение получения обучающимися первичных психолого-педагогических
знаний и навыков, базовых и дополнительных знаний и их соотнесение с
практикой в образовательнойорганизации;
2.2.4. Обеспечение профессиональных проб в деятельности, максимально
приближенной к педагогической;
2.2.5. Развитие у обучающихся личностных компетенций softskills, необходимых для
успешной социализации в современном обществе: управления проектами,
клиентоориентированности, гибкого лидерства, создания комфортной
психологической среды,стратегического планирования, системного мышления,
креативности и т.д.;
2.2.6. Развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и
организаторских качеств, необходимых будущему педагогу;
2.2.7. Мотивация обучающихся для последующей работы в системе образования и
осознанного выбора специализации в ней;
2.2.8. Расширение
доступа
обучающихся
к
образовательным
ресурсам
организаций-участников.
3. Особенности реализации сетевой образовательной программы
3.1. Сетевая образовательная программа для основного и среднего общего образования
разрабатывается и реализуется в соответствии с требованиями соответствующих
федеральных образовательных стандартов.
3.2. Реализация сетевой образовательной программы может осуществляться в форме
очной, очно-заочной или заочной; с использованием (применением) дистанционных
образовательных технологий и (или) с использованием электронных
образовательных ресурсов.
3.3. При реализации сетевой образовательной программы сторонами-участниками
должны быть созданы специальные условия обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерная
среда жизнедеятельности и учебной деятельности, с соблюдением максимально
допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных
программ среднего общего образования, разрабатываемых организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, совместно с организациями участниками образовательных отношений.
3.4. Информирование участников образовательных отношений о реализуемой
образовательной
программе
психолого-педагогического
класса/группы
осуществляется образовательной организацией с использованием:
3.4.1. Официального сайта образовательной организации;
3.4.2. Объявлений, размещенных на информационных стендах образовательной
организации;
4
3.4.3. Личных собеседований с обучающимися;
3.4.4. Иными доступными способами.
3.5. Реализация сетевых образовательных программ ППК осуществляется на основании
договора о сетевой форме реализации образовательной программы.
3.6. Базовая образовательная организация, в которую зачислен обучающийся по
основной образовательной программе основного общего или среднего общего
образования ООП ООО или СОО (далее - базовая организация), определяет вместе с
организациями-участниками порядок совместной разработки и утверждения либо
согласования сетевой образовательной программы.
3.7. В базовой образовательной организации сетевую образовательную программу
утверждает руководитель общеобразовательной организации после ее рассмотрения
педагогическим советом общеобразовательной организации и представитель
организации-участника, назначенный приказом (распоряжением) образовательной
организации-участника.
3.8. В учебном плане / плане внеурочной деятельности / рабочей программе воспитания
указываются образовательные организации-участники, ответственные за
реализацию конкретных частей сетевой образовательной программы.
3.9. Порядок и правила приема обучающихся ППК в базовую организацию при
реализации сетевой образовательной программы определяется соответствующим
локальным актом базовой организации.
3.10. Образовательная организация выдает обучающимся документы об обучении по
сетевой образовательной программе в порядке, определенном локальными
нормативными актами образовательной организации, если иного не предусмотрено
договором о сетевой форме реализации образовательной программы.
4. Организационное обеспечение реализации сетевой образовательной программы
4.1. Работник образовательной организации, ответственный за организацию и
обеспечение реализации сетевой образовательной программы, определяется
приказом руководителя общеобразовательной организации. Деятельность
ответственного работника определяется в соответствии с Планом («дорожной
картой») по реализации образовательной программы в сетевой форме, ежегодно
утверждаемой руководителем общеобразовательной организации (см. Приложение к
настоящему Положению).
4.2. В сферу ведения работника, ответственного за организацию и обеспечение сетевой
образовательной программы, входят следующие вопросы:
4.2.1. Определение модели и механизмов реализации сетевой образовательной
программы (в том числе обеспечение подготовки для утверждения сетевой
образовательной программы, отдельных ее компонентов или определение порядка
использования материально-технической базы и ресурсов образовательной
организации);
4.2.2. Подготовка проекта договора о сетевой форме реализации образовательной
программы;
4.2.3. Разработка и (или) оформление комплекта документов (локальных актов) для
реализации сетевой образовательной программы;
4.2.4. Информирование обучающихся об образовательных программах, которые могут
быть реализованы в сетевой форме;
4.2.5. Контроль выполнения условий заключенного договора осетевой форме
реализации образовательной программы в части, касающейся обязанностей
образовательной организации;
4.2.6. Контроль за состоянием организационно-технического обеспечения реализации
сетевой образовательной программы;
4.2.7. Анализ результатов реализации сетевой образовательной программы.
5
4.3.
4.4.
В случае невозможности участия организации-участника в реализации сетевой
образовательной программы (в том числе в связи с прекращением ее деятельности,
приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление
образовательной деятельности образовательной организации-участника) договор о
сетевой форме реализации образовательной программы подлежит изменению или
расторжению, а реализация оставшихся частей сетевой образовательной программы
осуществляется образовательной организацией, если она выступает в качестве
базовой организации, без использования сетевой формы. В таком случае в сетевую
образовательную
программу
вносятся
соответствующие
изменения
в
установленном порядке.
При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной
программы в установленный срок, по истечении срока договора о сетевой форме
указанный договор может быть продлен либо реализация оставшихся частей
образовательной программы осуществляется базовой организацией без
использования сетевой формы. С согласия указанных обучающихся или родителей
(законных представителей) несовершеннолетнихобучающихся, не имеющих
основного общего образования, может быть осуществлен переход на другую
сетевую образовательную программу, реализуемую в соответствии с иным
договором о сетевой форме.
5. Статус обучающихся при реализации сетевой образовательной программы
5.1. Права, обязанности и ответственность обучающихся по сетевым образовательным
программам, а также порядок осуществления указанных прав и обязанностей
определяются федеральными законами и соответствующими локальными
нормативными актами образовательной организации с учетом условий договора о
сетевой форме реализации образовательной программы.
5.2. Зачисление на обучение в образовательную организацию в качестве базовой
организации в рамках сетевой формы реализации образовательных программ
происходит в соответствии с правилами приема базовой организации.
5.3. Использование обучающимися учебной литературы, пособий и иных учебных
материалов общеобразовательной организации осуществляется в порядке,
установленном
локальными
нормативными
актами
общеобразовательной
организации.
5.4. Порядок и режим использования обучающимися учебной литературы, пособий и
иных учебных материалов, а также материально-технического оборудования при
освоении части сетевой образовательной программы, реализуемой другой
образовательной
организацией-участником,
осуществляется
в
порядке,
предусмотренном договором о сетевой форме реализации образовательной
программы.
5.5. Обучающиеся проходят промежуточную аттестацию по сетевой образовательной
программе в базовой образовательной организации в порядке, установленном
организацией в соответствии с Порядком зачета результатов освоения обучающимися
сетевой образовательной программы.
5.6. При освоении обучающимися части сетевой образовательной программы,
реализуемой образовательной организацией-участником, текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию проводит образовательная
организация-участник в порядке, установленном сетевой образовательной
программой
и
локальными
нормативными
актами
образовательной
организации-участника. Результаты промежуточной аттестации образовательная
организация-участник предоставляет базовой организации в порядке, определенном
договором о сетевой форме реализации образовательной программы.
5.7. Обучающиеся проходят итоговую аттестацию по сетевой образовательной программе
6
в базовой образовательной организации в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации.
5.8. По решению организации-участника обучающимся может быть назначена стипендия,
иные денежные выплаты, предоставлены иные меры социальной поддержки в
порядке, определяемом указанной организацией. Установление указанных мер
поддержки не является основанием для отмены либо приостановления мер
поддержки, предоставляемых образовательной организацией.
6. Финансовые условия реализации сетевой образовательной программы
6.1. Финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы
определяется договором о сетевой форме реализации образовательной программы.
6.2. Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться за счет:
6.2.1. Средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания;
6.2.2. Средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной
уставом образовательной организации;
6.2.3. Средств, получаемых от государственных и частных фондов, в том числе
международных;
6.2.4. Добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц
(в том числе иностранных);
6.2.5. Иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
План («дорожная карта») по реализации образовательной программы в сетевой форме
№
Ответственные должностные
Мероприятия/действия общеобразовательной организации Ожидаемый результат
п/п
лица
Проведение
оценки
оснащенности
и
достаточности
Аналитическая
справка
Директор,
заместитель
1
собственных материально-технических и других ресурсов
руководителя
общеобразовательной организации
по УВР
Определение
перечня
возможных
направлений
для
Аналитическая
справка
Заместитель руководителя
2
организации сетевого взаимодействия / сетевых форм
общеобразовательной организации
реализации образовательных программ с
поУВР
организациями-участниками
Соглашение
Директор, заместитель
3 Поиск организации-участника (оценка его
материально-технического, инфраструктурного и кадрового
организаций-партнеров с руководителя
потенциала)
описанием имеющегося общеобразовательной организации
материально-техническо по УВР
го, инфраструктурного и
кадрового потенциала,
специфики организаций
Решения согласительных Директор, заместитель
4 Определение механизма сетевого взаимодействия / сетевых
форм реализации образовательных программ, в том числе
совещаний, переговоров руководителя
обеспечение подготовки для утверждения сетевой
и т.п.
общеобразовательной организации
образовательной программы / отдельных ее компонентов или
по УВР, ответственное лицо
определение порядка использования материально-технической
организации-участника
базы и ресурсов, в том числе финансового обеспечения
реализации образовательных программ в сетевой форме
образовательной организации (в зависимости от условий
договора о сетевой форме реализации образовательных
программ или договора о сетевом взаимодействии)
Приказ
Заместитель руководителя
5 Разработка и утверждение положения о реализации
образовательных программ в сетевой форме
общеобразовательной
общеобразовательной организации
организации «Об
поУВР
8
Срок
Август
Август
Август
Августсентябрь
Сентябрь
№
Мероприятия/действия общеобразовательной организации Ожидаемый результат
п/п
утверждении Положения
о сетевой форме
реализации
образовательных
программ»
Локальные акты
6 Внесение изменений в действующие локальные акты
общеобразовательной организации, регламентирующие
общеобразовательной
порядок сетевого взаимодействия / сетевых форм реализации организации
образовательной программы
Совместно
7 Разработка и утверждение совместной образовательной
программы с организацией-участником
разработанная
образовательная
программа, рабочая
программа по учебным
предметам
8 Планирование финансового обеспечения реализации сетевой Согласование с
образовательной программы
учредителем базовой
образовательной
организации
Договор о сетевой форме
9 Заключение договора о сетевой форме реализации
образовательной программы / договора о взаимодействии
реализации
образовательной
программы
10 Прием обучающихся на обучение по соответствующей
образовательной программе
11 Организация образовательного процесса по соответствующей
образовательной программе в сетевой форме
Приказы о зачислении
обучающихся
Разработанные
учебно-методические
комплексы, контрольные
измерительные
материалы, результаты
обучения по
9
Ответственные должностные
лица
Срок
Директор
Сентябрь
Заместитель руководителя
общеобразовательной организации
по УВР, ответственное лицо
организации-участника
Сентябрь
Директор
Сентябрь
Директор, заместитель
руководителя
общеобразовательной организации
по УВР, ответственное лицо
организации-участника
Директор
Сентябрь
Заместитель руководителя
общеобразовательной организации
по УВР, преподаватели,
ответственное лицо
организации-участника
Октябрьиюнь
Сентябрь
№
Ответственные должностные
Мероприятия/действия общеобразовательной организации Ожидаемый результат
Срок
п/п
лица
образовательной
программе (в том числе
результаты проверочных
работ, защищенные
проекты и т.п.)
Заместитель руководителя
Постоянно
12 Контроль за состоянием организационно-технического
обеспечения реализации сетевой образовательной программы
общеобразовательной организации
по УВР, ответственное лицо
организации-участника
Аналитические
Директор, заместитель
Июнь
13 Анализ результатов сетевой образовательной программы
материалы
руководителя
общеобразовательной организации
по УВР, ответственное лицо
организации-участника
Июнь
14 Выдача обучающимся документов о прохождении обучения, Сертификаты, дипломы, Директор, руководитель
освоении соответствующей образовательной программы в
удостоверения и т.п.
организации-участника
сетевой форме (в соответствии с условиями заключенного
договора)
10