Рабочая программа ОДНКНР, 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
Пензенской области
МОУ СОШ №9 им. Кирилла и Мефодия

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО учителей истории и Педагогический совет
Директор МОУ СОШ
обществознания
________________________ №9
Тимакова Н.Г. ________________________
Васильева О.В. Протокол №1 от «26»
Данилов И.В.
августа 2023 г.
Протокол №1 от «25»
Приказ №67 от «30»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов

Каменка, 2024

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
на уровне основного общего образования подготовлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее — ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. Номер —
64101). Концепция преподавания Основ духовно-нравственной культуры народов
России в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9.04.2016 г, №637-р).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

«ОСНОВЫ

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных
организаций составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, с
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным), а также с основными подходами к
развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы
воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения
ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей.

В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития
социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского
общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой
России.
Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода
отбору информации, соответствия
требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса
ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современного общества его духовно-нравственным обликом, изучают основные
компоненты культуры, специфические инструменты самопрезентации, исторические
и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в
целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для
всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными
ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть
малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных
подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного
интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5-6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных
предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального
гражданского единства народов России как основополагающего элемента в
воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через
поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности
и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный
диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом .
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В целях реализации настоящей программы на изучение курса « О с н о в ы
д у х о в н о - н р а в с т в е н н о й к у л ь т у р ы н а р о о в Р о с с и и » на уровне
основного общего образования отводится 1 учебный час в неделю, общий
объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс – 34 часа
Тема 1. «Величие многонациональной российской культуры»
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов
России.
Тема 2. « Ч е л о в е к — творец и носитель культуры»
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества .
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных
ценностей .
Тема 3. «Береги землю родимую, как мать любимую»
Почему в Конституции Российской Федерации защита Отечества
провозглашается обязанностью каждого гражданина? Связь между чувством
патриотизма и желанием защитить свою Родину.
Тема 4. «Жизнь ратными подвигами полна»
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 5. «В труде красота человека»
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,
лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная
оценка труда.
Тема 6. «Плод добрых трудов славен»
Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования
социального облика общества.
Тема 7. «Люди труда»
Трудовые подвиги представителей разных народов России. Трудовые подвиги
во время Великой Отечественной войны.
Тема 8. «Бережное отношение к природе»
Отношение древних людей к природе. Роль заповедников и Красной книги в
сохранении культурных ценностей.
Тема 9. «Семья — хранитель духовных ценностей»

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 10. «Роль религии в развитии культуры»
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 11. «Культурное наследие христианской Руси»
Отношение Древней Руси к принятию христианства. Обряд крещения Руси.
Роль церкви в современном понимании религии.
Тема 12. «Культура ислама»
Возникновение ислама и влияние на его формирование образования и науки.
Мечеть — ч а с т ь и с л а м с к о й к у л ь т у р ы .
Тема 13. «Иудаизм и культура»
Появление иудаизма, особенности религии и народа, который исповедует эту
религию. Взаимосвязь географических условий Палестины и характерных черт
иудаизма.
Тема 14. «Культурные традиции буддизма»
В
буддизме
существует
множество
культовых
архитектурных
сооружений:Важным элементом буддийской культуры является искусство танка —
рисунок на ткани. Чаще всего рисунок наносят на кусок ткани прямоугольной или
квадратной формы.
Тема 15. «Забота государства о сохранении духовных ценностей»
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 16. «Хранить память предков»
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа,
государства,
человечества.
Важность
исторической
памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 17. «Что составляет твой духовный мир
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество:
что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.
6 класс – 34 часа
Тема 1. «Культура общества»

Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования
социального облика общества.
Тема 2. «Человек и вера»
Особенности веры в обычной повседневной жизни. В чем
заключается атеизм? История появления веры в Бога.
Тема 3. «Гражданин и государство»
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность.Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 4. «Кого называют патриотом?»
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории .
Важность патриотизма. Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг
гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 5. «Героические истории нашей страны»
Понятие героизма, качества личности героя. Отечественная
война как наиболее красочная история проявления героизма
русского народа.
Тема 6. «Нравственные ценности личности»
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение.
Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной
жизни.
Тема 7. «Семья — ячейка общества»
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о
семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль
нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 8. «Семейные ценности»
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 9. «Общество и образование»

Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных.
Тема 10. «Страницы истории развития образования»
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная
обусловленность
различных видов образования. Важность
образования для современного мира. Образование как трансляция культурных
смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 11. «Религия и образование»
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 12. «Области художественной культуры»
Сфера культуры, которая решает вопросы и задачи, связанные с отображением
интеллектуальных и чувственных элементов бытия в художественных образах.
Тема 13. «Декоративно-прикладное искусство народов
России»
В России существует множество видов декоративно-прикладного искусства. Вот
некоторые из них: хохлома, матрёшка, дымковская игрушка, городецкая роспись,
жостовская роспись, палехская миниатюра, тульский самовар, филигрань,
вологодское кружево, павлово-посадские шали.
Тема
14.
«Выдающиеся
деятели
культуры
народов
России»
В России существует множество выдающихся деятелей культуры, чьи достижения
оказали значительное влияние на мировую историю и культуру. Среди них можно
отметить таких выдающихся личностей, как Андрей Рублев - талантливый русский
живописец, Ломоносов Михаил Васильевич - ученый и писатель, Пушкин Александр
Сергеевич - великий поэт, Менделеев Дмитрий Иванович - создатель периодической
системы химических элементов, и Достоевский - выдающийся писатель. Их вклад в
развитие культуры и науки России неоценим.
Тема
15.
«Художественная
культура,
рождённая
религией»
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись,
графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема
16.
«Культурное
наследие
России:
почему
необходимо его сохранить?»

Р о с с и я — крупнейшая держава с многовековой историей, мировое
сообщество с крупнейшим духовным, экономическим и социальным
богатством. Сохранение культурного наследия России — основа
дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность
каждого гражданина страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
1.Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской
идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности.
2. Гражданское воспитание
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание

веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию.
4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные
результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и критерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические /
моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное
сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности .

Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов .

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. «В мире культуры»
1.1

Россия — наш общий дом

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1.2

Ч е л о в е к — творец и носитель
культуры

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

4

Раздел 2. «Нравственные ценности российского народа»
2.1

Береги землю родимую, как мать
любимую

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.2

Жизнь ратными подвигами полна

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.3

В труде красота человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.4

Плод добрых трудов славен

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.5

Люди труда

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f415294
2.6

Бережное отношение к природе

1

2.7

Семья — хранитель духовных
ценностей

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

12

Раздел 3. «Религия и культура»
3.1

Роль религии в развитии культуры

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

3.2

Культурное наследие христианской
Руси

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

3.3

Культура ислама

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

3.4

Иудаизм и культура

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

3.5

Культурные традиции буддизма

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

10

Раздел 4. «Как сохранить духовные ценности»
4.1

Забота государства о сохранении
духовных ценностей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

4.2

Хранить память предков

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1

2
4

Раздел 5. «Твой духовный мир»
5.1

Что составляет твой духовный мир

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1

Итого по разделу

1

Защита проектов, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
31

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. «Что такое культура общества»
1.1

Культура общества

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1.2

Человек и вера

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f415294
Итого по разделу

3

Раздел 2. «Нравственные ценности российской культуры»
2.1

Гражданин и государство

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.2

Кого называют патриотом

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.3

Героические истории нашей
страны

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.4

Нравственные ценности
личности

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

8

Р а з д е л 3 . «Семья — создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей»
3.1

Семья — ячейка общества

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

3.2

Семейные ценности

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

4

Раздел 4. «Роль образования в развитии культуры общества»
4.1

Общество и образование

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

4.2

Страницы истории развития
образования

2

4.3

Религия и образование

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1

6

Раздел 5. «Художественная культура народов России»
5.1

Области художественной
культуры

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

5.2

Декоративно-прикладное
искусство народов России

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

5.3

Выдающиеся деятели
культуры народов России

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

5.4

Художественная культура,
рождённая религией

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

8

Раздел 6. «Как сохранить культуру общества»

6.1

Культурное наследие
России: почему необходимо
его сохранить?

Итого по разделу

2
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Защита проектов, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

31

1

1

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рабочая программа разработана на основании следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
2.
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
3.
Письмо Департамента государственной политики в
сфере общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской
этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России».
4.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности гражданина России. Стандарты второго
поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.:
Просвещение, 2010г.
5.
Образовательная программа МБОУ ПСОШ №29 на 2022
– 2023 уч.г.
6.
Положение о рабочей программе МБОУ ПСОШ№29.
7.
Учебный план МБОУ ПСОШ№29 на 2022 – 2023
учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».