Внеурочная деятельность Математика для всех- 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования администрации Каменского района
Пензенской области
МОУ СОШ № 9 им. Кирилла и Мефодия
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО учителей математики,
физики и информатики
_____________________
Вашунина Л.О

Педагогический совет

Директор МОУ СОШ №9

Протокол №1
от «27» 08. 2024 г.

Протокол №1
от «28» 08.2024 г.

_____________________
Тимакова Н.Г.

_____________________
Данилов И.В.
Приказ №
От «»08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика для всех»
для 8 класса

Рабочая программа разработана учителем
высшей квалификационной категории
Кирюхиной Н.Н

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает
необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем,
что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по
математике. В 2019-2020 учебном году ФИПИ ввел ряд изменений в КИМах ОГЭ по математике, на
которые нужно обратить особое внимание в ходе подготовки к экзамену. Структура ОГЭ по математике
претерпела некоторые изменения: отсутствует разделение на блоки «алгебра» и «геометрия», некоторые
вопросы формулируются по-новому, появился новый блок – «практико-ориентированные задачи»,
объединённые одной тематикой, это задачи 1-5. Решение практико-ориентированных задач на уроках
математики преследует конкретные цели: научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может
встретиться в повседневной жизни, доказать, что всем нужно учиться математике, доказать, что
математика нужна вообще всем и каждому, чем бы человек ни занимался, какой бы профессией ни
овладевал, где бы ни учился, а так же готовиться к Государственному Экзамену, в который входят
практико-ориентированные задачи.

Цели курса:
 обеспечение сознательного овладения учащимися системой математических знаний
и умений;
 развитие математических способностей;
 формирование интереса к предмету;
 подготовка учащихся к ОГЭ по математике;
 развитие логического и творческого мышления.
Задачи курса:
–обоснование понятия практико-ориентированных задач, внедрение данного типа задач в
образовательный процесс средней школы для развития ключевых компетенций и подготовки к
ОГЭ по математике;
– оценка результативности использования практико-ориентированных задач при
подготовке к ОГЭ по математике, их влияние на повышение качества образовательного процесса.
Место курса в учебном плане
Программой отводится - 34 часа, 1 час – в неделю.

Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения практикоориентированных задач;
Формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;
уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и
символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты
математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических
фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме,
используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные
идеи и план решения той или иной математической задачи;

Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД







определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с
математическими объектами;
формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения
математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно
рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной
деятельности;
определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных
учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного
круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые
при работе с определенной математической моделью;









уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы,
ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико структурный анализ задачи;
уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные
изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной
деятельности;
умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебнопознавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в
соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами
организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач,
подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими
понятиями и моделями;

Познавательные УУД





















умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ,
определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и
инструментов;
умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне
второстепенных данных;
умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей
изучаемой задачи до частных рассмотрений;
умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных
компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя
определенные существенные признаки или критерии;
умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек
рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять
детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на
математическом языке;
умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений,
наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по
определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий,
суждений и математических законов;
умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными
характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося
предполагаемого понятия или явления;
умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи
на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей
основные свойства и характеристики;
умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как
пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
умение строить доказательство методом от противного;
умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс
посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего
образовательного пространства;
уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать
соотношение рассматриваемых объектов;
умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации:
схемы, диаграммы, графическое представление данных;

Коммуникативные УУД





умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного
взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки
организаторского характера;
умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других
участников команды;
корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды,
аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для
выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;



умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач,
а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для
выстраивания математической модели;
 уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного
обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
 уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные
результаты - ответы.
В силу большой практической значимости данный курс представляет собой совокупность важных и
полезных советов, знаний, является средством обучения и средством развития интеллектуальных
качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане
математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать
толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане
подготовки к основному государственному экзамену по математике.
Результат обучения: формирование умений и навыков решения практико-ориентированных задач
основного государственного экзамена по математике (задания №1-5), умение применять полученные
знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом
конкретных жизненных ситуаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
1.Задачи про форматы листов
2.Применение теоремы Пифагора.
3. Задачи о теплице
4. Задачи о мобильном интернете и тарифе
5. Задачи о земледелии в горных районах
6. Задачи о дачном участке
7. Задачи про шины
8. Задачи с зонтом.
9. Задачи с планом квартиры.
Итого

Количество часов в рабочей программе
4
3
4
4
4
4
4
4
3
34 часа

ЧТОБЫ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, НУЖНО УМЕТЬ:
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и
обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический
квадратный корень из числа.
Уметь переводить единицы измерения.
Уметь округлять числа.
Уметь находить число от процента и проценты от числа.
Уметь находить часть от числа и число по его части.
Применять основное свойство пропорции.
Уметь решать уравнения, неравенства.
Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
Анализировать и пользоваться заданными графиками.
ЧТОБЫ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, НУЖНО ЗНАТЬ:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Формулы геометрии:

Периметр прямоугольника: Р=2(а +b)
Периметр квадрата: Р =4а
Длину окружности: С= 2ПR
Объем параллелепипеда: V= abc
Площади фигур:
Площадь прямоугольника: S = ab
Площадь квадрата: S = а2
Площадь круга: S = ПR2
теорему Пифагора: c2= a2 + b2
Формулы синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике

№

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Виды учебной деятельности

Дата проведения

урок
1

Задачи про форматы листов

2
3

Задачи про форматы листов
Задачи про форматы листов

4

Задачи про форматы листов

5

Применение теоремы Пифагора.

6
7

Применение теоремы Пифагора.
Применение теоремы Пифагора.

8

Задачи о теплице

9

Задачи о теплице

10

Задачи о теплице

11

Задачи о теплице

12

Задачи о мобильном интернете и
тарифе
Задачи о мобильном интернете и
тарифе

13

14
15

в классе

Задачи о мобильном интернете и
тарифе
Задачи о мобильном интернете и
тарифе

16
17

Задачи о земледелии в горных районах
Задачи о земледелии в горных районах

18

Задачи о земледелии в горных районах

19

Задачи о земледелии в горных районах

20
21

Задачи о дачном участке
Задачи о дачном участке

22

Задачи о дачном участке

Работа с сайтом
ФИПИ https://fipi.ru/oge/demoversiispecifikaciikodifikatory#!/tab/173801626-2
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.

занятия

23

Задачи о дачном участке

24
25

Задачи про шины
Задачи про шины

26

Задачи про шины

27

Задачи про шины

28
29

Задачи с зонтом.
Задачи с зонтом.

30

Задачи с зонтом.

31

Задачи с зонтом.

32
33

Задачи с планом квартиры.
Задачи с планом квартиры.

34

Задачи с планом квартиры.

Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.

Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы
1. Интерактивная доска.
2. Тренинг Яндекс - ОГЭ http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/,
модули специализированных уроков по алгебре;
3. Тесты и тренинги на uztest.ru;
4. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
5. Генератор вариантов ОГЭ-2019 http://alexlarin.net/
Сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
http://www.egetrener.ru - видеоуроки
http://www.mathege.ru - открытый банк заданий
Литература
И.В. Ященко. Сборник ОГЭ 2020: «Типовые тестовые задания» от разработчиков
ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2024.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».