МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации Каменского района
Пензенской области
МОУ СОШ № 9 им. Кирилла и Мефодия
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
МО учителей математики,
физики и информатики
_____________________
Вашунина Л.О
Педагогический совет
Директор МОУ СОШ №9
Протокол №1
от «27» 08. 2024 г.
Протокол №1
от «28» 08.2024 г.
_____________________
Тимакова Н.Г.
_____________________
Данилов И.В.
Приказ №
От «»08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика для всех»
для 8 класса
Рабочая программа разработана учителем
высшей квалификационной категории
Кирюхиной Н.Н
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает
необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем,
что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по
математике. В 2019-2020 учебном году ФИПИ ввел ряд изменений в КИМах ОГЭ по математике, на
которые нужно обратить особое внимание в ходе подготовки к экзамену. Структура ОГЭ по математике
претерпела некоторые изменения: отсутствует разделение на блоки «алгебра» и «геометрия», некоторые
вопросы формулируются по-новому, появился новый блок – «практико-ориентированные задачи»,
объединённые одной тематикой, это задачи 1-5. Решение практико-ориентированных задач на уроках
математики преследует конкретные цели: научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может
встретиться в повседневной жизни, доказать, что всем нужно учиться математике, доказать, что
математика нужна вообще всем и каждому, чем бы человек ни занимался, какой бы профессией ни
овладевал, где бы ни учился, а так же готовиться к Государственному Экзамену, в который входят
практико-ориентированные задачи.
Цели курса:
обеспечение сознательного овладения учащимися системой математических знаний
и умений;
развитие математических способностей;
формирование интереса к предмету;
подготовка учащихся к ОГЭ по математике;
развитие логического и творческого мышления.
Задачи курса:
–обоснование понятия практико-ориентированных задач, внедрение данного типа задач в
образовательный процесс средней школы для развития ключевых компетенций и подготовки к
ОГЭ по математике;
– оценка результативности использования практико-ориентированных задач при
подготовке к ОГЭ по математике, их влияние на повышение качества образовательного процесса.
Место курса в учебном плане
Программой отводится - 34 часа, 1 час – в неделю.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения практикоориентированных задач;
Формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;
уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и
символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты
математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических
фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме,
используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные
идеи и план решения той или иной математической задачи;
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД
определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с
математическими объектами;
формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения
математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно
рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной
деятельности;
определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных
учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного
круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые
при работе с определенной математической моделью;
уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы,
ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико структурный анализ задачи;
уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные
изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной
деятельности;
умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебнопознавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в
соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами
организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач,
подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими
понятиями и моделями;
Познавательные УУД
умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ,
определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и
инструментов;
умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне
второстепенных данных;
умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей
изучаемой задачи до частных рассмотрений;
умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных
компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя
определенные существенные признаки или критерии;
умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек
рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять
детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на
математическом языке;
умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений,
наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по
определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий,
суждений и математических законов;
умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными
характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося
предполагаемого понятия или явления;
умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи
на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей
основные свойства и характеристики;
умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как
пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
умение строить доказательство методом от противного;
умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс
посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего
образовательного пространства;
уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать
соотношение рассматриваемых объектов;
умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации:
схемы, диаграммы, графическое представление данных;
Коммуникативные УУД
умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного
взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки
организаторского характера;
умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других
участников команды;
корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды,
аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для
выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач,
а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для
выстраивания математической модели;
уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного
обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные
результаты - ответы.
В силу большой практической значимости данный курс представляет собой совокупность важных и
полезных советов, знаний, является средством обучения и средством развития интеллектуальных
качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане
математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать
толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане
подготовки к основному государственному экзамену по математике.
Результат обучения: формирование умений и навыков решения практико-ориентированных задач
основного государственного экзамена по математике (задания №1-5), умение применять полученные
знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом
конкретных жизненных ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
1.Задачи про форматы листов
2.Применение теоремы Пифагора.
3. Задачи о теплице
4. Задачи о мобильном интернете и тарифе
5. Задачи о земледелии в горных районах
6. Задачи о дачном участке
7. Задачи про шины
8. Задачи с зонтом.
9. Задачи с планом квартиры.
Итого
Количество часов в рабочей программе
4
3
4
4
4
4
4
4
3
34 часа
ЧТОБЫ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, НУЖНО УМЕТЬ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и
обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический
квадратный корень из числа.
Уметь переводить единицы измерения.
Уметь округлять числа.
Уметь находить число от процента и проценты от числа.
Уметь находить часть от числа и число по его части.
Применять основное свойство пропорции.
Уметь решать уравнения, неравенства.
Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
Анализировать и пользоваться заданными графиками.
ЧТОБЫ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, НУЖНО ЗНАТЬ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Формулы геометрии:
Периметр прямоугольника: Р=2(а +b)
Периметр квадрата: Р =4а
Длину окружности: С= 2ПR
Объем параллелепипеда: V= abc
Площади фигур:
Площадь прямоугольника: S = ab
Площадь квадрата: S = а2
Площадь круга: S = ПR2
теорему Пифагора: c2= a2 + b2
Формулы синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике
№
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Виды учебной деятельности
Дата проведения
урок
1
Задачи про форматы листов
2
3
Задачи про форматы листов
Задачи про форматы листов
4
Задачи про форматы листов
5
Применение теоремы Пифагора.
6
7
Применение теоремы Пифагора.
Применение теоремы Пифагора.
8
Задачи о теплице
9
Задачи о теплице
10
Задачи о теплице
11
Задачи о теплице
12
Задачи о мобильном интернете и
тарифе
Задачи о мобильном интернете и
тарифе
13
14
15
в классе
Задачи о мобильном интернете и
тарифе
Задачи о мобильном интернете и
тарифе
16
17
Задачи о земледелии в горных районах
Задачи о земледелии в горных районах
18
Задачи о земледелии в горных районах
19
Задачи о земледелии в горных районах
20
21
Задачи о дачном участке
Задачи о дачном участке
22
Задачи о дачном участке
Работа с сайтом
ФИПИ https://fipi.ru/oge/demoversiispecifikaciikodifikatory#!/tab/173801626-2
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
занятия
23
Задачи о дачном участке
24
25
Задачи про шины
Задачи про шины
26
Задачи про шины
27
Задачи про шины
28
29
Задачи с зонтом.
Задачи с зонтом.
30
Задачи с зонтом.
31
Задачи с зонтом.
32
33
Задачи с планом квартиры.
Задачи с планом квартиры.
34
Задачи с планом квартиры.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Просмотр презентации
Работа с демонстрационным
вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
http://mathgia.ru/
Работа с вариантом.
Работа с открытым банком заданий.
Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы
1. Интерактивная доска.
2. Тренинг Яндекс - ОГЭ http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/,
модули специализированных уроков по алгебре;
3. Тесты и тренинги на uztest.ru;
4. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
5. Генератор вариантов ОГЭ-2019 http://alexlarin.net/
Сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
http://www.egetrener.ru - видеоуроки
http://www.mathege.ru - открытый банк заданий
Литература
И.В. Ященко. Сборник ОГЭ 2020: «Типовые тестовые задания» от разработчиков
ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2024.
1.