Внеурочный курс
«Актуальные вопросы по истории»
9 класс
Цель программы – подготовка обучающихся к экзамену по истории через актуализацию
знаний по основным темам курса; углубление представления обучающихся по предмету, повторение
и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов
по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом);
- сформировать умения работы с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений
обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с
древнейших времён до н. XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них
трудными, сложными;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с
различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные
результаты:
формирование
ценностных
ориентаций
(саморегуляция,
стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей
идентичности
как
гуманистических
гражданина
традиций
и
страны;
локальной
ценностей;
и
региональной
осмысление
общности;
социально-нравственного
освоение
опыта
предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения
проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового
чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную
информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из
частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства
для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с
использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а
также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины,
используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в
России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России
в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории
России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с
опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической
личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
сравнивать
исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются
различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать
предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять,
аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их
оценку; решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Формы: индивидуальная; групповая; фронтальная.
Методы работы: лекции, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам,
эпохам.
Умения и навыки, которые необходимо получить обучающимся.
По окончанию курса, ученики должны быть готовы к выполнению экзаменационной работы.
Готовность ученика к экзамену включает умение выполнять предложенные задания, способность к
самоконтролю, умение правильно распределить отведенное время на выполнение тестовых заданий,
психологический настрой, концентрация внимания.
Контроль знаний. Для текущего контроля на каждом занятии обучающимся рекомендуется серия
заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Структура
курса
представляет
собой
логически
законченных
и
содержательно
взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность
знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать
дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Каждая тема включает в себя:
лекцию - краткий справочник по теме (основные определения, понятия, даты, события и пр.),
тренинг и тренировочные (на базовом и повышенном уровнях) тесты. Два занятия предназначены
для ознакомления со структурой КИМ по истории, а также для выполнения тренировочных заданий
по всем разделам курса.
Содержание внеурочного курса «Актуальные вопросы по истории». 9 класс
Структура экзаменационной работы в формате ГИА (1 ч)
Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024. Особенности заполнения
бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с
развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
От Руси к Российскому государству (6 ч)
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Роль и место России в мировой
истории. Периодизация и источники российской истории.
Образование Руси: исторические условия образования государства Русь. Формирование
территории. Внутренняя политика первых князей.
Принятие христианства и его значение. Русь в конце X – начале XII в.: территория, органы власти,
социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения
Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура
Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право.
Внешняя политика первых русских князей. Внешняя политика и международные связи Руси в
конце X – начале XII в.
Древнерусская культура. Византийское наследие на Руси.
Русь в середине XII – начале XIII в.: формирование системы земель – самостоятельных
государств. Эволюция общественного строя и права. Политический строй Новгорода и Пскова.
Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Русские земли в середине XIII – XIV в.: борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы
русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских
ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Возвышение Московского
княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского
господства. Православная церковь в ордынский период русской истории.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая Орда.
Межкультурные связи и коммуникации.
Формирование единого Русского государства в XV веке: объединение русских земель вокруг
Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение
Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие
общерусского Судебника. Начало закрепощения крестьян. Формирование единого аппарата
управления.
Формирование региональных центров культуры в середине XII – начале XIII в. Культурное
пространство русских земель в середине XIII – XIV в. Культурное пространство единого
государства.
Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству (4 ч.)
Россия в XVI веке: завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной
системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы
государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество. Государство и церковь.
Реформы середины XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления.
Социальная структура российского общества. Закрепощение крестьян. Формирование вольного
казачества. Многонациональный состав населения. Опричнина: сущность, результаты и последствия.
Россия в конце XVI в. Пресечение династии Рюриковичей.
Внешняя политика России в XVI в.
Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных
этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъём национально-освободительного
движения. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении
государственности. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в.: Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия. Церковный раскол.
Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская
деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения. Эпоха
Великих географических открытий и русские географические открытия. Начало освоения Сибири и
Дальнего Востока. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство России в XVI в. Культурное
пространство России в XVII в. Развитие образования и научных знаний.
Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства к империи. (5 ч.)
Россия в эпоху преобразований Петра I. Причины и предпосылки преобразований. Экономическая
политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика.
Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы
управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение
патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Итоги, последствия и значение
петровских преобразований.
Внешняя политика Петра I. Северная война.
Эпоха «дворцовых переворотов». Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и
внешняя политика России в 1725–1762 гг. Россия в 1760-1790-х гг.: «Просвещённый абсолютизм»,
его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство.
Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй. Обострение социальных противоречий, их
влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России в период правления Екатерины II, её основные задачи, направления,
итоги.
Народы России в XVIII в. Национальная политика.
Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий.
Преобразования Петра I в области культуры. Влияние идей Просвещения на культурное
пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура
и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование.
Российская империя в XIX – начале XX вв. (9 ч.)
Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ.
Негласный комитет. Реформы государственного управления. Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов.
Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие отечественной и
мировой истории XIX в.
Россия – великая мировая держава.
Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социальноэкономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного
переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной идеологии.
Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830–
1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика.
Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы 1860–1870-х
гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная
политика.
Общественное движение в период правления Александра II.
Многовекторность внешней политики империи в период правления Александра II.
Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная
политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику.
Промышленный подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный
социум: идейные течения и общественные движения в 1880–1890-х гг. Основные регионы
Российской империи и их роль в жизни страны.
Внешняя политика Александра III.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Россия на пороге XX в.: динамика и
противоречия развития. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур.
Формирование новых социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система
власти. Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в.
Политический терроризм.
Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Николая II.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России.
«Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое развитие России
в 1907–1914 гг.
«Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала
XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Всеобщая история (6 ч.)
Происхождение человека. Первобытное общество. Периодизация и характеристика основных
этапов истории Древнего мира.
Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек. Древний Египет,
Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай. Культура
и религия стран Древнего Востока.
Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура
эллинистического мира.
Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства.
История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных
этапов.
Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века.
Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Международные отношения в Средние века.
Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама.
Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной
Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе.
Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV – XVII
вв.
Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV – XVII вв..
Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и
религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в
конце XV – XVII вв..
Эпоха Просвещения. Просвещённый абсолютизм: общее и особенное. Социально-экономическое
развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии
в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия.
Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и
государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссия.
Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских
колоний в Северной Америке и образование США.
Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии,
Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке.
Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в.
Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий.
Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии.
США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование
независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в
XIX – начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения.
Международные отношения в XIX в.
Культура и картина мира человека раннего Нового времени. Развитие науки, образования и
культуры в Новое время.
Новейшая история России (2 ч.)
№
1.
2.
3.
4.
Тематическое планирование внеурочного курса
«Актуальные вопросы по истории». 9 класс
Тема
Введение
От Руси к Российскому государству
Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству
Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства к империи
Кол-во часов
1
6
4
5
5.
6.
7.
8.
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Всеобщая история
Новейшая история России
Итоговое занятие
ИТОГО
9
6
2
1
34
Календарно-тематическое планирование внеурочного курса
«Актуальные вопросы по истории». 9 класс
№
Раздел, тема
КолФорма
Содержание
Виды
занятия
во
занятия
деятельности
часов
Введение
1
Число и вид заданий. Знакомство с Работа
с
1 Структура
1
Минидемонстрационным вариантом 2024. демонстрационным
экзаменационной
лекция.
Особенности заполнения бланков вариантом,
работы в
Практикум экзаменационной работы. Знакомство бланками ответов
с критериями оценки выполнения
формате ГИА
заданий с развернутым ответом.
Требования к полноте и правильности
записи развернутого ответа.
От Руси к
Российскому
государству
Народы и
государства на
территории
нашей страны в
древности.
Образование
Руси
6
1
Минилекция.
Практикум
Народы
и
государства
на
территории
нашей
страны
в
древности. Роль и место России в
мировой истории. Периодизация и
источники российской истории.
Образование Руси: исторические
условия образования государства
Русь. Формирование территории.
Внутренняя политика первых князей.
Принятие христианства и его
значение.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Русь в конце X –
начале XII в.
1
Минилекция.
Практикум
Русь в конце X – начале XII в.:
территория,
органы
власти,
социальная структура, хозяйственный
уклад, крупнейшие города. Новгород
как центр освоения Севера Восточной
Европы,
колонизация
Русской
равнины.
Территориальнополитическая
структура
Руси.
Внутриполитическое
развитие.
Общественный
строй
Руси.
Древнерусское право.
Внешняя политика первых русских
князей.
Внешняя
политика
и
международные связи Руси в конце X
– начале XII в.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Русь в середине
XII – начале XIII
в
1
Минилекция.
Практикум
Русь в середине XII – начале XIII
в.: формирование системы земель –
самостоятельных
государств.
Эволюция общественного строя и
права. Политический строй Новгорода
и Пскова. Внешняя политика русских
земель в евразийском контексте.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Русские земли в
середине XIII –
XIV в.
1
Минилекция.
Практикум
Русские земли в середине XIII –
XIV
в.:
борьба Руси
против
монгольского нашествия. Судьбы
русских земель после монгольского
завоевания. Система зависимости
русских земель от ордынских ханов.
Борьба с экспансией крестоносцев на
западных границах Руси. Возвышение
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Дата
Московского княжества. Московское
княжество во главе героической
борьбы русского народа против
ордынского господства. Православная
церковь в ордынский период русской
истории. Народы и государства
степной зоны Восточной Европы и
Сибири в XIII–XV вв. Золотая Орда.
Межкультурные
связи
и
коммуникации.
Формирование
единого Русского
государства в XV
веке
1
Минилекция.
Практикум
Формирование единого Русского
государства в XV веке: объединение
русских земель вокруг Москвы.
Междоусобная война в Московском
княжестве. Новгород и Псков в XV в.
Падение Византии и рост церковнополитической
роли
Москвы
в
православном
мире.
Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение
международных связей Московского
государства. Принятие общерусского
Судебника. Начало закрепощения
крестьян. Формирование единого
аппарата управления.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Культура Руси и
русских земель
до конца XV в.
1
Минилекция.
Практикум
Древнерусская
культура.
Византийское наследие на Руси.
Формирование
региональных
центров культуры в середине XII –
начале
XIII
в.
Культурное
пространство русских земель в
середине XIII – XIV в. Культурное
пространство единого государства.
Тренинг, тест.
Отработка заданий
раздела
Россия в XVI–
XVII веках: от
великого
княжества к
царству
Россия в XVI
веке
4
1
Минилекция.
Практикум
Россия в XVI веке: завершение
объединения русских земель вокруг
Москвы.
Отмирание
удельной
системы.
Укрепление
великокняжеской
власти.
Сопротивление удельных князей.
Органы
государственной
власти.
Унификация денежной
системы.
Местничество. Государство и церковь.
Реформы середины XVI в. Земские
соборы.
Формирование
органов
местного самоуправления. Социальная
структура российского общества.
Закрепощение
крестьян.
Формирование вольного казачества.
Многонациональный
состав
населения. Опричнина: сущность,
результаты и последствия. Россия в
конце XVI в. Пресечение династии
Рюриковичей.
Внешняя политика России в XVI в.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Смута в России
1
Минилекция.
Практикум
Смута в России: Смутное время
начала XVII в., дискуссия о его
причинах, сущности и основных
этапах. Самозванцы и самозванство.
Перерастание внутреннего кризиса в
гражданскую войну. Вступление в
войну
против
России
Речи
Посполитой. Подъём национальноосвободительного
движения.
Освобождение Москвы в 1612 г.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Земский собор 1613 г. и его роль в
укреплении государственности. Итоги
и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в
1
Минилекция.
Практикум
Культурное
пространство
России в XVI XVII вв.
Россия в конце
XVII–XVIII вв.:
от царства к
империи
Россия в эпоху
преобразований
Петра I
1
Минилекция.
Практикум
1
Эпоха
«дворцовых
переворотов».
Россия в XVII в.: Россия при
первых
Романовых.
Укрепление
самодержавия. Церковный раскол.
Экономическое развитие России в
XVII
в.
Социальная
структура
российского
общества.
Русская
деревня в XVII в. Юридическое
оформление
крепостного права.
Социальные
движения.
Эпоха
Великих географических открытий и
русские географические открытия.
Начало освоения Сибири и Дальнего
Востока. Межэтнические отношения.
Формирование
многонациональной
элиты.
Внешняя политика России в XVII в.
Культурное пространство России в
XVI в. Культурное пространство
России в XVII в. Развитие образования
и научных знаний.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Минилекция.
Практикум
Россия в эпоху преобразований
Петра I. Причины и предпосылки
преобразований.
Экономическая
политика Петра I. Роль государства в
создании
промышленности.
Социальная политика. Консолидация
дворянского сословия, повышение его
роли в управлении страной. Реформы
управления. Создание регулярной
армии, военного флота. Церковная
реформа. Упразднение патриаршества.
Оппозиция
реформам
Петра
I.
Социальные
движения.
Итоги,
последствия и значение петровских
преобразований.
Внешняя политика Петра I.
Северная война.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
1
Минилекция.
Практикум
Эпоха «дворцовых переворотов».
Причины и сущность дворцовых
переворотов. Внутренняя и внешняя
политика России в 1725–1762 гг.
Россия в 17601790-х гг.
1
Минилекция.
Практикум
Россия
в
1760-1790-х
гг.:
«Просвещённый абсолютизм», его
особенности в России. Политическое
развитие. Промышленность. Финансы.
Сельское хозяйство. Внутренняя и
внешняя торговля. Социальный строй.
Обострение
социальных
противоречий,
их
влияние
на
внутреннюю политику и развитие
общественной мысли.
Внешняя политика России в
период правления Екатерины II, её
основные задачи, направления, итоги.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Внутренняя и
внешняя
политика Павла
I.
1
Минилекция.
Практикум
Внутренняя и внешняя политика
Павла I. Ограничение дворянских
привилегий. Народы России в XVIII в.
Национальная политика.
Тренинг, тест.
Отработка заданий
раздела
5
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Культурное
пространство
Российской
империи в XVIII
в.
1
Минилекция.
Практикум
Преобразования Петра I в области
культуры. Влияние идей Просвещения
на
культурное
пространство
Российской империи в XVIII в.
Русская культура и культура народов
России. Культура и быт российских
сословий.
Российская
наука.
Отечественное образование.
Тренинг, тест.
Отработка заданий
раздела
Российская
империя в XIX –
начале XX вв.
Внутренняя и
внешняя
политика
Александра I
9
1
Минилекция.
Практикум
Внутренняя политика Александра I
в начале царствования. Проекты
либеральных реформ. Негласный
комитет. Реформы государственного
управления.
Либеральные
и
охранительные
тенденции
во
внутренней политике. Движение и
восстание декабристов.
Внешняя
политика
России.
Отечественная война 1812 г. –
важнейшее событие отечественной и
мировой истории XIX в.
Россия – великая мировая держава.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Внутренняя и
внешняя
политика
Николая I
1
Минилекция.
Практикум
Внутренняя политика Николая I:
реформаторские и консервативные
тенденции. Социально-экономическое
развитие России в первой половине
XIX в. Рост городов. Начало
промышленного переворота и его
особенности в России. Кодификация
права. Оформление официальной
идеологии.
Сословная
структура
российского общества. Крестьянский
вопрос. Общественная жизнь в 1830–
1850-е гг. Этнокультурный облик
страны. Национальная политика.
Внешняя политика России в
период
правления
Николая
I.
Крымская война.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Культурное
пространство
империи в
первой половине
XIX в.
1
Минилекция.
Практикум
Культурное пространство империи
в первой половине XIX в.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Внутренняя и
внешняя
политика
Александра II
1
Минилекция.
Практикум
Социальная
и
правовая
модернизация страны при Александре
II. Великие реформы 1860–1870-х гг. –
движение к правовому государству и
гражданскому
обществу.
Национальная
и
религиозная
политика.
Общественное движение в период
правления Александра II.
Многовекторность
внешней
политики империи в период правления
Александра II.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Внутренняя и
внешняя
политика
Александра III.
1
Минилекция.
Практикум
Внутренняя политика Александра
III. Реформы и «контрреформы».
Национальная
и
религиозная
политика.
Экономическая
модернизация через государственное
вмешательство
в
экономику.
Промышленный подъём на рубеже
XIX–XX вв.
Индустриализация и
урбанизация. Пореформенный социум:
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
идейные течения и общественные
движения в 1880–1890-х гг. Основные
регионы Российской империи и их
роль в жизни страны.
Внешняя политика Александра III.
Культура и быт
народов России
во второй
половине XIX в.
Россия на пороге
XX в
1
Общественное и
политическое
развитие России
в 1907–1914 гг.
1
«Серебряный
век» российской
культуры
1
Всеобщая
история
История
Древнего мира
6
История Средних
веков
Минилекция.
Практикум
Культура и быт народов России во
второй половине XIX в.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Россия на пороге XX в.: динамика
и противоречия развития. Демография,
социальная
стратификация.
Разложение
сословных
структур.
Формирование новых социальных
страт.
Имперский
центр
и
национальные
регионы.
Система
власти. Николай II. Общественнополитические
движения
и
политические партии в начале XX в.
Политический терроризм.
Россия в системе международных
отношений.
Внешняя
политика
Николая II.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Минилекция.
Практикум
Первая российская революция
1905–1907
гг.
Начало
парламентаризма в России.
«Основные Законы Российской
империи» 1906 г. Общественное и
политическое развитие России в 1907–
1914 гг.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Минилекция.
Практикум
«Серебряный век» российской
культуры: основные тенденции
развития русской культуры начала XX
в. Развитие науки и образования.
Вклад России начала XX в. в мировую
культуру
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
1
Минилекция.
Практикум
Происхождение
человека.
Первобытное общество. Периодизация
и характеристика основных этапов
истории Древнего мира.
Древний
Восток.
Зарождение
первых цивилизаций на берегах
великих
рек.
Древний
Египет,
Месопотамия, Финикия, Палестина,
Персидская держава, Древняя Индия,
Древний Китай. Культура и религия
стран Древнего Востока.
Античность. Древняя Греция.
Эллинизм. Культура и религия
Древней
Греции.
Культура
эллинистического мира.
Древний Рим. Культура и религия
Древнего Рима. Возникновение и
развитие христианства.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
1
Минилекция.
Практикум
Периодизация и характеристика
основных этапов.
Социально-экономическое
и
политическое развитие стран Европы
в Средние века.
Страны и народы Азии, Америки и
Африки в Средние века.
Международные отношения в
Средние века.
Культура
Средневековья.
Возникновение и развитие ислама.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
1
Раннее Новое
время
1
Минилекция.
Практикум
Великие географические открытия.
Возникновение
капиталистических
отношений в Западной Европе.
Становление
абсолютизма
в
европейских странах. Реформация и
контрреформация
в
Европе.
Политическое
и
социальноэкономическое развитие Испании,
Франции, Англии в конце XV – XVII
вв.
Внутриполитическое
развитие
Османской империи, Индии, Китая,
Японии в конце XV – XVII вв..
Борьба христианской Европы с
расширением господства Османской
империи.
Политические
и
религиозные противоречия начала
XVII в. Тридцатилетняя война.
Международные отношения в конце
XV – XVII вв..
Эпоха
Просвещения.
Просвещённый абсолютизм: общее и
особенное. Социально-экономическое
развитие
Англии
в
XVIII
в.
Промышленный переворот. Развитие
парламентской монархии в Англии в
XVIII в. Абсолютная монархия во
Франции. Особенности положения
третьего
сословия.
Французская
революция XVIII в. Своеобразие
Священной
Римской
империи
германской нации и государств,
входивших в её состав. Создание
королевства Пруссия.
Характерные
черты
международных отношений XVIII в.
Война за независимость британских
колоний в Северной Америке и
образование США.
Создание колониальных империй.
Внутренняя и внешняя политика
Османской империи, Индии, Китая,
Японии. Колониальный период в
Латинской Америке.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Позднее Новое
время
1
Минилекция.
Практикум
Политическое
и
социальноэкономическое развитие европейских
стран в XIX – начале XX в.
Европейские революции XIX в.
Утверждение конституционных и
парламентских монархий. Создание
Германской империи. Образование
единого государства в Италии.
США в XIX – начале XX в.
Гражданская война в США. Борьба за
освобождение
и
образование
независимых государств в Латинской
Америке в XIX в.
Политическое
и
социальноэкономическое развитие Османской
империи, Индии, Китая, Японии в XIX
– начале XX в. Колониальный раздел
Африки.
Антиколониальные
движения.
Международные отношения в XIX
в.
Культура и картина мира человека
раннего Нового времени. Развитие
науки, образования и культуры в
Новое время.
Слушание и
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Развитие науки,
1
Мини-
Развитие науки, образования и
культуры в Новое время.
Слушание и
образования и
культуры в
Новое время.
Практическая
работа
Новейшая
история России
Новейшая
история России
Новейшая
история России
Итоговое занятие
1
лекция.
Практикум
конспектирование
лекции, тренинг.
Отработка заданий
Практикум
Отработка заданий
раздела
Минилекция
Минилекция
Практикум
Слушание и
конспектирование
2
1
1
1
Слушание и
конспектирование
Пробная работа
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тематическое планирование внеурочного курса
«Актуальные вопросы по истории». 9 класс
Раздел, тема занятия
Кол-во часов
Введение
1
Структура экзаменационной работы в формате ГИА
1
От Руси к Российскому государству
6
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
1
Образование Руси
Русь в конце X – начале XII в.
1
Русь в середине XII – начале XIII в
1
Русские земли в середине XIII – XIV в.
1
Формирование единого Русского государства в XV веке
1
Культура Руси и русских земель до конца XV в.
1
4
Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству
Россия в XVI веке
1
Смута в России
1
Россия в XVII в
1
Культурное пространство России в XVI - XVII вв.
1
Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства к империи
5
Россия в эпоху преобразований Петра I
1
Эпоха «дворцовых переворотов».
1
Россия в 1760-1790-х гг.
1
Внутренняя и внешняя политика Павла I.
1
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
1
Российская империя в XIX – начале XX вв.
9
Внутренняя и внешняя политика Александра I
1
Внутренняя и внешняя политика Николая I
1
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
1
Внутренняя и внешняя политика Александра II
1
Внутренняя и внешняя политика Александра III.
1
Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
1
Россия на пороге XX в
1
Общественное и политическое развитие России в 1907–1914 гг.
1
«Серебряный век» российской культуры
1
Всеобщая история
6
История Древнего мира
1
История Средних веков
1
Раннее Новое время
1
Позднее Новое время
1
Развитие науки, образования и культуры в Новое время.
1
Практическая работа
1
Новейшая история России
2
Новейшая история России
1
Новейшая история России
1
Итоговое занятие
1