МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации Каменского района Пензенской
област
МОУ СОШ № 9 им. Кирилла и Мефодия
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
МО учителей математики,
физики и информатики
Педагогический совет
Директор МОУ СОШ №9
_____________________
Вашунина Л.О
_____________________
Тимакова Н.Г.
Протокол №1
от «27» 08. 2024 г.
Протокол №1
от «28» 08.2024 г.
_____________________
Данилов И.В.
Приказ №
От «»08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Робототехника
для обучающихся 1 класса
на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа разработана учителем
высшей квалификационной категории
Т.А Петряевой
Г.Каменка 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который
совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним школьникам предстоит
•
работать по профессиям, которых пока нет,
•
использовать технологии, которые еще не созданы,
•
решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в
школе должно быть обеспечено:
•
изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в
будущем,
•
обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты
содержания образования.
Таким требованиям отвечает робототехника.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую,
отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения
ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из
окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики,
прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для
будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно
пригодится им в течении всей будущей жизни.
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим
специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с
автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу
повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области
управления роботами.
В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно
робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться
на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность,
развивающую общеучебные навыки и умения.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию
учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от
искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на
естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия
ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а
именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие
адаптированности для детей среды программирования.
"Основы робототехники. WeDo" представляет уникальную возможность для детей младшего
школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Новый конструктор в линейке роботов LEGO,
предназначен, в первую очередь, для детей младшего возраста. Работая индивидуально, парами или в
командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя
исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Обоснование программы
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет
существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую
работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Цели программы:
1. Организация занятости школьников во внеурочное время.
2. Всестороннее развитие личности учащегося:
Развитие навыков конструирования
Развитие логического мышления
Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего
мира, краеведения, физики, информатики, математики.
Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом
в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования
через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью
простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
Основными задачами занятий являются:
• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
• развивать творческие способности и логическое мышление детей;
• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
• развивать умения творчески подходить к решению задачи;
• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники
осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости,
жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые
механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают
элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного
познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся
является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по
которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над
проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по
обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного
материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит
развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в
усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении
других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие
расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память,
появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями
конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают
становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям
проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря
этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
Категория слушателей, для которых предназначена программа
Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 1 классов
образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия
проводятся в группах 1 раз в неделю, всего 33 часа
Виды и направления внеурочной деятельности
Основным направлением курса «Робототехники» во внеурочной деятельности является
проектная и трудовая деятельность младших школьников.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной
программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника
должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий по основным направлениям робототехники, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание
ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального
благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной
социализации.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Структура и содержание программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Забавные механизмы
Звери
1. Танцующие птицы
1. Голодный аллигатор
2. Умная вертушка
2. Рычащий лев
3. Обезьянка-барабанщица
3. Порхающая птица
Футбол
Приключения
1. Нападающий
1.Спасение самолета
2. Вратарь
2. Спасение от великана
3. Ликующие болельщики
3. Непотопляемый парусник
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают
практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и
программирование своих моделей).
Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:
·
Установление взаимосвязей,
·
Конструирование,
·
Рефлексия,
·
Развитие.
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы
«накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои
познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием
фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать
занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки
«работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического
обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа
«Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание
предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь
приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение
модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения,
оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут
сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает
прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы.
Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы,
естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел
«Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более
сложным поведением.
Планируемые результаты освоения программы
Знания и умения, полученные учащимися в ходе реализации программы:
Знание основных принципов механики;
Умение классифицировать материал для создания модели;
Умения работать по предложенным инструкциям;
Умения творчески подходить к решению задачи;
Умения довести решение задачи до работающей модели;
Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений;
Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8-10
11
Тема занятия
КолПредметные
во
результаты
часов
Раздел 1. Введение (3 ч.)
Метапредметные результаты
(УУД)
Введение. Знакомство с конструктором Лего.
Знание основных Л. Отношение к школе, учению и
1
Организация рабочего места. Техника
принципов
поведение в процессе учебной
безопасности
механики
деятельности.
П.
пространственно-графическое
.Знакомство с
Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что
моделирование
основами
такое робототехника.
программирования Р. соотнесение своих действий с
1
Виды роботов, применяемые в современном
целью и задачами деятельности;
мире. Как работать с инструкцией.
К. Умения излагать мысли в четкой
Проектирование моделей-роботов. Символы.
логической последовательности,
Терминология.
отстаивать свою точку зрения
Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и
1
программировании
Раздел 2. Изучение механизмов (4 ч.)
1
Забавные механизмы. Танцующие
птицы.
Знание основных Л.
развитие
самостоятельности
принципов
суждений,
независимости
и
Знакомство с проектом (установление связей)
механики
нестандартности мышления.
Забавные механизмы. Танцующие птицы.
1
П. Установление отношений между
.Знакомство с
Конструирование
(сборка).
Рефлексия
данными и вопросом
основами
(измерения, расчеты, оценка возможностей
программирования Р. сравнение своего результата
модели)
деятельности с результатом других
Забавные
механизмы.
Умная
вертушка.
1
учащихся;
Конструирование (сборка)
К. Включаться в групповую
Сравнение механизмов. Танцующие птицы и
1
работу
умная вертушка. (сборка, программирование,
измерения и расчеты)
Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов (22 ч.)
Л. развитие
внимательности,
Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица.
3
Умение работать
настойчивости,
целеустремленности,
Знакомство с проектом (установление связей).
по предложенным
умения преодолевать трудности
Конструирование (сборка)
инструкциям по
П. Осуществление плана решения
сборке моделей
Сравнение механизмов.Танцующие
птицы,
1
Р.Контролировать свою деятельность:
Умение
умная
вертушка,
обезьянка-барабанщица.
обнаруживать и исправлять ошибки
(сборка,
программирование,
измерения
и
классифицировать
К. Умения работать над проектом в
расчеты)
материал для
Дата
12-13
14
15-16
17
18-19
20
21-22
23
24-25
26
27-28
29
Звери. Голодный аллигатор. Знакомство с
проектом
(установление
связей).
Конструирование (сборка)
Звери.
Голодный
аллигатор.
Рефлексия
(измерения, расчеты, оценка возможностей
модели,
создание
отчета,
презентации,
придумывание сюжета для представления
модели)
Вратарь. Знакомство с проектом (установление
связей). Конструирование (сборка)
Рефлексия
(измерения,
расчеты,
оценка
возможностей
модели,
создание
отчета,
презентации, придумывание сюжета для
представления модели)
Нападающий.
Знакомство
с
проектом
(установление связей). Конструирование (сборка)
Рефлексия
(измерения,
расчеты,
оценка
возможностей
модели,
создание
отчета,
презентации,
придумывание
сюжета
для
представления модели)
Болельщики.
Знакомство
с
проектом
(установление связей). Конструирование (сборка)
Рефлексия
(измерения,
расчеты,
оценка
возможностей
модели,
создание
отчета,
презентации,
придумывание
сюжета
для
представления модели)
Спасение самолета. Знакомство с проектом
(установление связей). Конструирование (сборка)
Рефлексия
(измерения,
расчеты,
оценка
возможностей
модели,
создание
отчета,
презентации, придумывание сюжета для
представления модели)
Рычащий
лев.
Знакомство
с
проектом
(установление связей). Конструирование (сборка)
Рефлексия
(измерения,
расчеты,
оценка
возможностей
модели,
создание
отчета,
презентации, придумывание сюжета для
представления модели)
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
создания модели
Понятия баланса
конструкции, ее
оптимальной
формы, прочности,
устойчивости,
жесткости и
подвижности
Управление
готовыми
моделями с
помощью
простейших
компьютерных
программ
команде, эффективно распределять
обязанности.
Л.Формирование
ценностных
ориентиров
и
смыслов
учебной
деятельности на основе развития
познавательных интересов
П. Применять изученные способы
учебной работы
Р.Сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием
К. Умения излагать мысли в четкой
логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения
30-33
Создание самостоятельных проектов,
моделирование, защита. Рефлексия
Раздел 4. Проектирование (4 ч.)
4
Умение
классифицировать
материал для
создания модели
Понятия баланса
конструкции, ее
оптимальной
формы, прочности,
устойчивости,
жесткости и
подвижности
Управление
готовыми
моделями с
помощью
простейших
компьютерных
программ
Л.
развитие
самостоятельности
суждений,
независимости
и
нестандартности мышления.
П. Применять изученные способы
учебной работы
Р. . Контролировать свою деятельность:
обнаруживать и исправлять ошибки
К. Умения работать над проектом в
команде, эффективно распределять
обязанности.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Литература и средства обучения.
Методическое обеспечение программы
Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) - 6 шт.
Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »
Инструкции по сборке (в электронном виде CD)
Книга для учителя (в электронном виде CD)
Ноутбук - 1 шт.
Интерактивная доска.
Информационное обеспечение программы
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
3. Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education
WeDo).
4. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group,
перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Интернет-ресурсы
1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
3. http://www.lego.com/education/
4. http://www.wroboto.org/
5. http://www.roboclub.ru/
6. http://robosport.ru/
7. http://lego.rkc-74.ru/
8. http://legoclab.pbwiki.com/
9. http://www.int-edu.ru/
10. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
11. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
12. http://robotclubchel.blogspot.com/
13. http://legomet.blogspot.com/
14. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/