Рабочая программа ОБЗР 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО
РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ СОШ №9 им. Кирилла и Мефодия

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________________
Тимакова Н.Г.
Протокол №1 от 26.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
Данилов И.В.
Приказ №100 от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ИД 4794769)

учебный предмет «Основы безопасности и защиты
Родины»
для учащихся 10-11 классов

Каменка 2024 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины"
(далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной
программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной
рабочей программы воспитания и предполагает непосредственное применение при
реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволяет учить содержание освоения в логике постоянного
нарастания факторов риска от опасной ситуации до чрезвычайных ситуаций и разумного
взаимодействия человека с текущей ситуацией, учитывая преемственность приобретения
обучения, что способствует формированию у них умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане предусматривает внедрение практикоориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и преемственность
приобретения обучающимися необходимы знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике
последовательного нарастания фактора опасности: опасной ситуации, чрезвычайной
ситуации и разумного построения моделей индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природных,
техногенных, социальных и информационных проявлениях.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1. обеспечивает личность выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
поведения безопасного, здорового и экологического образа жизни;
2. достижение
выпускниками
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, соответствующие интересам обучающихся и потребностям
общества, находящегося на более низком уровне, обоснованной жизни безопасного
типа;
3. взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов изучения
предмета ОБЗР на уровне основного общего и среднего общего образования;
4. подготовка выпускников для решения актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.

2

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»

ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ

В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечением системности и
непрерывности изучения предмета на уровне базового общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных точках».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебных предметов ОБЗР на
уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение
универсальной структурно-логической схемы изучения теоретических модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть
опасность, по возможности ее лечения, при необходимости безопасного применения».
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико-ориентированных
интерактивных форм учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем
и виртуальных моделей организации. При этом использование цифровой образовательной
среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютерные и дистанционные
образовательные технологии не являются полностью педагогическими и практическими
действиями обучающихся.
В современных условиях с обострением нынешнего и появлением новых внешних и
региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости
на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и
терроризма; состояние соблюдения медико-биологических условий жизнедеятельности;
нарушение экологического режима и другие) приоритетные вопросы безопасности, их
значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этой
центральной проблеме безопасности жизнедеятельности остается сохранение жизни и
3

здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение имеет
качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на
воспитание личности безопасного типа, условия гражданской идентичности, владения
формами, навыками, навыками и компетентностью для обеспечения безопасности в
повседневной жизни.
Актуальность
с
возникновением
учебно-методического
обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР Определенными системообразующими документами
в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Федерации Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.
№ 400, Национальными властями развития Российской Федерации на период до 2030
года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №
474, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденному постановлению в сфере экономики Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642.
ОБЗР представляет собой открытую учебную систему, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется за счет
приобретения необходимых знаний, выработки и закрепления систем дополнительных
навыков и умений, обеспечивает компетентность в области безопасности, поддержанного
согласованного изучения других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер
и направлена на изучение проблем безопасности в общественных, гуманитарных,
технических и промышленных науках. Это позволяет формировать целостное видение
всего комплекса проблем безопасности (от индивидуального до включенного), что
позволяет обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности,
общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение моделей
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР наблюдают за современными вызовами и угрозой. ОБЗР
входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является
обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
Обучение ОБЗР направлено на обеспечение соблюдения стандартов, освоение
знаний и умений, обеспечение готовности к выполнению конституционного долга по
защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что обеспечивает выработку у выпускников умений распознавать
угрозу, снижать риски развития медицинских ситуаций, принимать их, самостоятельно
обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при
возникновении ситуаций. Подобный подход обеспечивает безопасное воспитание
личности, обеспечение навыков, создание условий для обеспечения благополучия
человека, создание условий, которые обеспечивают развитие общества и государства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»

Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является владение
основами военной подготовки и требования к учащимся базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:

4

способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости поведения здорового образа
жизни, причин и причин возникновения и развития различных обстоятельств и
возникновения ситуаций, способ применения средств и действий при возникновении
ситуаций;
сформированность принципов, владение правилами и навыками, которые
препятствуют укреплению военной службы, выполняют долг по защите Отечества;
сформированная активная жизненная позиция, осознанное понимание принципов
личного и группового безопасного поведения в развитии и развитии личности, общества и
государства;
Знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от войны и предотвращения
ситуаций мирового и военного времени.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ
РОДИНЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования
отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ № 1.
государства»:

«Безопасное

и

устойчивое

развитие

личности,

общества,

правовая основа национальной безопасности;
обеспечение национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной
безопасности и развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных
приоритетов;
роль вспомогательных органов и специальных служб в обеспечении национальной
безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной
деятельности;
Единая государственная система реагирования и ликвидации аварийных ситуаций
(РСЧС), структура, режимы защиты;
5

территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее задачи и
примеры их решений;
права и обязанности граждан в области защиты от аварийных ситуаций;
задача экологической защиты;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
квалификации;
Россия в современном мире оборона как обязательное условие мирового
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
и
обеспечение
ее военной безопасности;
Роль Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной
безопасности.

Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с
изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского
приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового страха;
понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действий;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования к проведению стрельбы по организации, порядку и мерам безопасности
во время съемок и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения начальных стрельб из стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового
оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева);
выглядит и движется развитие современного стрелкового оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
6

виды, назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство
беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных
радиостанций;
регион как элемент боевой активности;
тактические свойства местности, основные ее изменения и
на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности;

влияние

шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность корпуса окопа для стрелка;
понятие массового поражения в стране, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою;
поражающие источники ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных первых средств помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика видов «красной», «желтой» и «зеленой» зоны;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах;
порядок выполнения первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах;
особенности
специальностей;

оказания

службы

по

призыву,

особенности предоставления услуг по контракту;
7

освоение

военно-учетных

организация подготовки офицерских кадров для вооруженных сил Российской
Федерации, международных внутренних дел Российской Федерации, Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по
делам гражданского обеспечения, преодоления ситуаций и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.

Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества,
государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения
задач обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие;
действия, разрешение предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной обстановке;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества,
государства.

Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источник опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав пользователя;
правила безопасного поведения при совершении покупок в Интернете;

8

причины и профилактика обращений, первая помощь, порядок действий в
чрезвычайных ситуациях;
предупреждение травмы;
правила безопасного поведения в определенных местах, в зоне с риском получить
травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц
и другое), первая помощь при ушибах переломах, палатах;
правила
безопасного
и электрических приборах;

поведения

при

электрических,

газовых

последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в зонах общего пользования (подъезд, лифтовая
площадка, придомовая территория, детская, площадка для выгула собак и др.);
общение с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных предприятиях жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуациях аварии на коммунальной системе;
порядок вызова экстренных служб и взаимодействия с ними;
действия в чрезвычайных ситуациях.

Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история
изменчивости;

появления

дорожно-транспортных

нарушений

и

обоснование

их

риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в
темное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
9

представление о знаниях и навыках, основном водителе;
порядок действий при дорожно-транспортных преступлениях разного характера
(при отсутствии обвиняемых; с одним или осужденными; при возбуждении уголовного
дела; при большом количестве участников);
источник опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок действий
при возникновении или возникновении ситуаций;
основы опасности на железнодорожном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении ситуаций и возникновении ситуаций;
источник опасности на водном транспорте, правила безопасного поведения,
порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций;
источник опасности на авиационном транспорте, правила безопасного поведения,
порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.

Модуль № 6. «Безопасность в общественных точках»:
общественные места и их классификация;
источник опасности в зонах общественного пользования закрытого и открытого
типа, общие основные правила безопасного поведения;
опасность в зоне безопасности социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; дружеская агрессия; криминогенные ситуации; случаи,
когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или волнении толпы, давки;
эмоциональное отражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного
поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при нефтяной агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного поведения,
порядок действий при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой
человек; человек с психическими расстройствами);
порядок действий в ситуации, если выявлена потеря человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных заведениях, на
объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и образовательные организации,
торгово-развлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и правопорядка, действия при угрозе обрушения зданий и
строительных конструкций;
10

меры безопасности и правопорядка при угрозе в случае террористического акта.

Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источник опасности в природной среде;
правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах;
общие правила безопасности в походе;
обеспечение особенностей безопасности в лыжном походе;
обеспечение особенностей безопасности в водном походе;
обеспечение особенностей безопасности в горном походе;
ориентация на местность;
карты, современные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;
источник опасности в автономных условиях;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных условиях, первая помощь
при перегревании, переохлаждении и отморожении;
реальная ситуация;
общие правила поведения в случае возникновения опасности (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие
воздействующего фактора; вызвать помощь);
природные пожары, возможности прогнозирования и отражения;
правила безопасного поведения, последствия возникновения пожаров для людей и
окружающей среды;
аварийное возникновение ситуаций, вызванных опасными геологическими
явлениями и процессами: землетрясениями, извержениями вулканов, оползнями,
камнепадами;
возможности прогнозирования, учета, смягчения последствий, правил безопасного
поведения, последствий возникновения ситуаций, вызванных опасными геологическими
явлениями и процессами;
возникновение ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и
процессами: паводками, половодья, цунами, сели, лавины;
11

возможности прогнозирования, учета, смягчения последствий, правил безопасного
поведения,
последствий
возникновения
ситуаций,
вызванных
опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
возникновение ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и
процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности прогнозирования, учета, смягчения последствий, правил безопасного
поведения, последствий возникновения аварийных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, реки, земли, космоса;
возникновение ситуации экологического характера, возможности прогнозирования,
учета, уменьшения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.

Модуль № 8. « Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи »
понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,
«профилактика»;
биологические, социально-экономические, экологические
психологические факторы, влияющие на здоровье человека;

(геофизические),

составляющие здорового образа жизни: сон, питание, индикатор активности,
психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
средства распространения и способы передачи инфекционных заболеваний;
предотвращение ситуаций биолого-социального характера, меры профилактики и
защиты;
роль вакцинации, национального проведения календарных прививок;
вакцинация по эпидемиологическим обстоятельствам;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные заболевания, наиболее распространённые неинфекционные
заболевания;
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
12

факторы риска возникновения заболеваний внешней системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации при неинфекционных заболеваниях;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и
другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического состояния;
факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие;
основное направление сохранения и поддержания психического здоровья (раннее
возникновение психических заболеваний; минимизация хронического стресса:
оптимизация условий жизни, работы, учёбы; профилактика злоупотребления алкоголем и
употребления наркотических средств; помощь людям, переносящим психотравмирующую
ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой
помощи;
состояние, при котором оказывается первая помощь;
мероприятие по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные» больницы;
первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких
травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.

Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая
группа»;
13

межличностное
(взаимодействие);

общение,

общение

в

группе,

межгрупповое

общение

особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадия развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, содействие и последствия эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регулирования эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции;
разрешение конфликтных ситуаций;
основные формы участия сторон в процессе урегулирования и разрешения
конфликта;
ведение режима при разрешении конфликта;
опасные проявления вопросов (буллинг, получение удовольствия);
способы противодействия буллингу и революционной войне;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в маленькой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа общения;
убедительная коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
14

способы воздействия на группу большую: заражение; убеждение; внушение;
подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
Противодействие проведению молодёжи в противозаконной и антиобщественной
деятельности.

Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
конфиденциальность, персональные данные;
«цифровая зависимость», ее признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
партнерное программное обеспечение;
виды приоритетного программного обеспечения, его целей, принципов работы;
правила защиты от преимущественного программного обеспечения;
отображать медицинские данные, паролей;
мошенничество, рыбалка, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные личности, иллюзия близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и общение в Интернете как угроза для будущей
жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от трав;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их
признаки;
механизмы реализации в деструктивных сообществах;
вербовка, манипуляция, «воронки обработки»;
15

радикализациядеструктива;
профилактика и противодействие в деструктивных сообществах;
правила общения в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источник информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для поиска фейковых текстов и изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, его защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент;
защита прав в цифровом пространстве.

Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
экстремизм и терроризм как угроза развития общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
террористической направленности, их цели, причины, последствий;
опасность реализации в экстремистскую и террористическую деятельность: методы
и признаки;
предупреждение и противодействие
террористическую деятельность;

реагированию

на

экстремистскую

и

формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического
акта, начала контртеррористической операции;

16

правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее
цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и
противодействия экстремизму и терроризму.

общественных

организаций

в

области

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты принимаются в единстве образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с консервативными соображениями социокультурных и
духовно-нравственных ценностей, принятыми в обществе и нормах поведения.
Личностные формы результатов, которые можно изучать в ОБЗР, обеспечивают
выполнение процессов самопознания, самовоспитания и саморазвития, внутреннюю
позицию личности, патриотизм, гражданственность и ведение, прежде всего, в уважении
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закона и правопорядка,
человеческого труда и вышему поколению, гордости за российские достижения, в рамках
осмысленного введения Федерации и правил безопасного поведения в повседневной
жизни, соблюдения правил экологического поведения, защиты Отечества, бережного
отношения к гражданам, культурному наследию и уважительного отношения к традициям
многонационального русского народа и к жизни в целом.
Личностные результаты исследования ОБЗР включают в себя:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения на протяжении
всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, ответственности и
ответственности в области защиты населения и на территории Российской Федерации от
возникновения ситуаций и в других областях, области с безопасностью
жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как
основы для соответствия и соответствия развитию личности, общества и государства;
поддержка идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии,
членства в правительстве, религиозного, расового, национального направления;
готовность к взаимодействию с обществом и обеспечение безопасности жизни и
здоровья населения;
готовность к осуществлению деятельности государственных социальных
организаций и институтов общественного общества в области обеспечения комплексной
безопасности личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, поддержка своего
народа, память защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордость за
свою Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российская армия и флот;
ценностное отношение к государственным и военным символам, истории и
природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил
17

Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни
и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная уверенность и
готовность к службе и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценностей безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, уметь
реализовывать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно
действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска, вызывающего
возникновение ситуаций, перерастания их в возникающие ситуации, уменьшения их
последствий;
ответственное отношение к своему родителям, старшему поколению, семье,
культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурной безопасностью
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного
поведения в повседневной жизни;

5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, традиционная ориентация развития общих
теорий безопасности, современные представления о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современные
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
способность применять научные знания для реализации обеспечения безопасного
поведения (способность предвидеть, при возможности опасности, безопасно действовать в
опасных условиях, в экстремальных условиях и вне помещений);
6) Физическое воспитание:
осознание ценностей жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
знание приема оказания первой помощи и готовность применить их в случае
необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда здоровью и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание инновационности трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе трудовой деятельности;
18

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональные профессии;
готовность и способность к полному образованию и самообразованию на всю жизнь;
8) Экологическое воспитание:
сформированность культуры, понимание общих социально-экономических
процессов в состоянии природной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, их роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и предсказание действий в окружающей среде на основе принципа
грамотности и разумного природопользования;
активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия хозяйственных действий и
предотвращать их;
расширение представлений о деятельности главной направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающихся
формируются познавательные универсальные технологические, коммуникативные
универсальные технологические действия, регулятивные универсальные технологические
действия, современные виды деятельности.
Познавательные универсальные технологические действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять решение проблемных вопросов безопасности личности,
общества и государства, обосновывать их приоритеты и всесторонне анализировать,
разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных условиях;
сохранять существенный признак или основание для обобщения, сравнения и
классификации событий и тенденций в области безопасности жизнедеятельности,
выявлять их закономерности и противоречия;
определение целей действий непосредственно к заданной (смоделированной)
выборке способов их достижения с учётом самостоятельно выделенных таким образом в
парадигме безопасной ситуации жизнедеятельности, оценка рисков возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить полученные знания в повседневную жизнь;
планировать и изучать технологические действия в условиях дефицита информации,
необходимой для стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия :
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
изучить различные виды деятельности по получению новых знаний, их
преобразованию и применению для решения различных научных задач, в том числе при
разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание международных вопросов и задач и выдвигать новые
идеи, самостоятельно выдвигая на выставку способ решения задач с учётом необходимых
(обоснованных) таким образом;
19

раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;
тщательно оценивать полученные в ходе решения задачи результаты, обосновывать
предложения по их корректировке в новых условиях;
охарактеризовать приобретенные знания и навыки, оценить возможность их
реализации в оригинальном виде;
использовать знания других предметных областей для решения научных задач в
области безопасности жизнедеятельности; перенести приобретенные знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
обладатель навыков самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов источников информации из разных типов при предоставлении данных
информационной безопасности личности;
создавать источники в различных формах с учётом характера решаемой учебной
задачи; самостоятельно выбрать оптимальную форму своего представления;
оценить достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
обладать навыками по предотвращению рисков, обеспечению угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и
гигиены.
Коммуникативные универсальные технологические действия
Publication:
изучить ход образовательной деятельности по безопасному общению, переносить
принципы ее организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение
социальных знаков; определить признаки деструктивного общения;
владеть приемами безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
Аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные технологические действия
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных объектах;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выдвигать на обсуждение способы и
разрабатывать план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; взять на себя
ответственность за свое решение;
оценить приобретенный опыт;
расширение знаний в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
интересов и за счет привлечения научно-практических знаний в других предметных
областях; повысить образовательный и культурный уровень.

20

Самоконтроль, принятие себя и др.:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контроль
соответствия результатов деятельности;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательных ситуаций,
выбора правильного решения;
принять себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля
вокруг;
принимают другие мотивы и аргументы при анализе и оценке образовательной
ситуации; Иметь право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в
конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (так что составляет план, сохраняет
роли, принимает правила взаимодействия, обсуждает процесс и результаты совместной
работы, договаривается о безопасности);
оценить свой вклад и вклад каждой команды участников в общий результат по
совместно разработанным критериям;
оценивать позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать
новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической инновации; запастись
творчеством и разумной инициативой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированную у обучающихся активную
жизненную позицию, осознанное понимание инноваций личного и группового
безопасного поведения в процессе изменения и учета развития личности, общества и
государства. Приобретаемый опыт проявляется в существующих проблемах безопасности
и способностях построения моделей индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны быть
обеспечены:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от внешних и внутренних угроз;
сформирована представленная о государственной политике в области обеспечения
государственной безопасности и надзора за безопасностью, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций переменного характера;
2) знание задач и основные направления Единой системы учета и устранения
последствий возникающих ситуаций, прав и ответственности гражданина в этой области;
права и ответственность гражданина в области гражданской квалификации; знание о
действиях по сигналам экологической защиты;
3) сформированность представлений о роликах России в современном мире; угрозы
военного характера; роль Вооруженных Сил Российской Федерации в поддержке
21

государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных сил Российской
Федерации, представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; владение
требованиями безопасности при стрельбе со стрелковым оружием; сформированность
представлений о боевых свойствах и поражающих действиях оружия массового
поражения, а также способов защиты от него ;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание
о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в
условиях современного боя;
6) сформированность необходимого военного знания как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе и обучение организаций, осуществляющих
подготовку кадров, уровня развития устойчивости и безопасности государства,
обеспечения законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценностях безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных условиях (в быту, на транспорте, в местах наблюдения, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); борьба с препятствиями, возникающими в ситуации; знать
порядок действий в экстремальных и устойчивых установках;
9) сформированность представленных о важности соблюдения правил дорожного
движения всех участников, правил безопасности на транспорте. Знание правил
безопасного поведения при транспортировке, умение применять их на практике, знание
порядка действий в экстремальных, экстремальных и недопустимых условиях,
установленных при транспортировке;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; научиться
применять их на примере; знать порядок действий при восстановлении естественного
характера; сформированность представлений об этой безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; уметь применять их на примере пожаров;
знать порядок действий при угрозе пожара и пожарах в быту, зонах безопасности, на
транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности;
12) соблюдение основ медицинских знаний: применение приемов оказания первой
помощи при неосложненных состояниях, инфекционных и неинфекционных
заболеваниях, сохранение психического здоровья; сформированность представлений о
здоровом образе жизни и его роль в сохранении психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным привычкам; знания об основных действиях при
возникновении явлений биолого-социального и военного характера; умение применять
табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;

22

13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном плане, в том числе криминального характера; уметь предупреждать
опасные явления и противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям войны в социальном контексте;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; научиться применять их на
примере; уметь распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального
характера, опасности реагирования в деструктивной деятельности) и противодействовать
им;
15) сформированность представленных об опасности и негативном влиянии на
жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе
экстремизма, терроризма; знать роль государства в борьбе с терроризмом; уметь
различать приемы реализации в деструктивных сообществах, экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта; совершения террористического акта; Схема
контртеррористической операции.
Достижения результатов освоения программы ОБЗР наблюдения посредством
достижения предметных результатов освоения модуля ОБЗР.

10 КЛАСС

Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации;
определить характер роли личности, общества и государства в реализации
национальных приоритетов стратегий, объяснить значение их реализации в условиях
комплексной безопасности и привлечь внимание к развитию Российской Федерации,
привести пример;
характер роли специальных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
объяснять роль личности,
противоправной деятельности;

общества

и

государства

в

характеризовать правовые основы защиты населения
от возникновения ситуаций природного и техногенного характера;

предупреждении
и

территорий

раскрыть назначение, основные задачи и структуру Единой государственной
системы реагирования и ликвидации ситуаций (РСЧС);

23

объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях мирового аварийного и военного времени;
объяснить права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской защиты;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при медицинской и
радиационной опасности;
анализировать угрозу военной безопасности Российской Федерации, обосновывать
значение безопасности государства для мирового социально-экономического развития
страны;
характеризовать роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.

Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия;
выполнять строительные приемы в движении без оружия;
иметь представление об основах общевойскового страха;
иметь представление об основных видах общевойсковой боя и способов маневра в
бою;
иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке;
понимать аспекты деятельности военнослужащего в бою;
Знать правила и меры безопасности при использовании оружия;
приводить формы правил и мер безопасности при помощи оружия и их возможных
последствий;
применять меры безопасности при проведении мероприятий по боевой подготовке
и использованию оружия;
знать способы удержания оружия, правила прицеливания и производства меткого
выстрела;
определение характерных конструктивных особенностей образцов стрелкового
оружия на автоматах Калашникова АК-74 и АК-12;
иметь представление о современных видах короткоствольного стрелкового оружия;
иметь представление об истории возникновения и развития робототехнических
комплексов;
24

иметь представление конструктивных особенностей БПЛА квадрокоптерного типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития связи;
иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях, предъявляемых к
радиосвязи;
иметь
представление о видах, предназначениях,
характеристиках современных переносных радиостанций;

тактико-технических

иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии на боевые
действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о положении отделения и порядке оборудования окопа для
стрелка;
иметь представление о видах оружия массового ущерба и их поражающих
факторах;
знать способы действий при нанесении противником оружия массового ущерба;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;
знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту;
иметь представление о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров в высших учебных
заведениях высшего образования.

Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснить смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)», «культура
безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация», объяснить их взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной
жизни (индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
25

объяснить смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить пример;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их работы по безопасности;
раскрыть уязвимость, ориентированную на риск, политику безопасности;
приводить реализацию риск-ориентированного мероприятия на уровне личности,
общества, государства.

Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрыть источник и классифицировать бытовые опасности,
зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека;

обосновать

знать права и обязанности пользователя, правила совершения покупок, в том числе
в Интернете; оценить их роль в совершении безопасных покупок;
оценить риски возникновения сопутствующих заболеваний, иметь навыки их
защиты;
иметь навыки первой помощи при оказании медицинской помощи;
оценить риски возникновения травм;
понимать взаимосвязь поведения и риск нанести травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, влиять на
соблюдение правил безопасности в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и
внешнего оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и борьбе с пожаром;
иметь навыки первой помощи при травмах, ожогах, порядок проведения сердечнолёгочной реанимации;
знать правила безопасного поведения в общих зонах пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и другие);
учитывать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень
безопасности, приводить пример;
учитывать риски противоправных действий, вырабатывать навыки, снижающие
криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварий на коммунальной системе;
26

иметь навыки общения с коммунальными службами.

Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости от
изменения уровня риска (риск-ориентированный подход);
учитывать риски для пешеходов в разных условиях, выработать навыки
безопасного поведения;
учитывать влияние действий водителя и пассажира на безопасность дорожного
движения, приводить примеры;
знать права, обязанности и иметь обязанности по обеспечению безопасности
пешеходов, пассажиров, водителей;
иметь представление о знаниях и навыках, как основного водителя;
знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера;
иметь навыки оказания первой помощи, навыки обращения огнетушителем;
знать источники опасности в различных видах транспорта, приводить примеры;
знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить нормы поведения
по безопасности;
иметь представление о порядке
и ситуаций в различных видах транспорта.

действий

при

возникновении

проблем

Модуль № 6. «Безопасность в общественных точках»:
перечислить и классифицировать основные источники опасности в общественных
местах;
знать общие правила безопасного
характеризовать их влияние на безопасность;

поведения

в

общественных

местах,

иметь профессиональные навыки, связанные с возникновением толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски возникновения в толпу, давку, и о
действиях, которые позволяют минимизировать риск получения травмы в случае
возникновения в толпу, давку;
27

оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного поведения в ресторанах;
иметь навыки безопасного поведения при агрессии ресторана;
иметь представление
криминогенного характера;

о

безопасном

поведении

для

уменьшения

рисков

оценивать риски потерь в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда погиб человек;
знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
учитывать особенности поведения при угрозе пожара и пожарах в общественных
местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушения зданий или
отдельных конструкций;
иметь представление о правилах поведения
террористического акта в общественном месте.

при

угрозе

или

в

случае

11 КЛАСС

Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
предлагать и классифицировать источники опасности в природной среде;
знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной среде, в
том числе в лесу, на водоёмах, в горах;
иметь представление о способах ориентации на местность; знать различные
направления ориентации, сравнить их особенности, преимущества и недостатки;
знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски потерь в природной
среде;
знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;
иметь представление об основных источниках опасности при автономном
воздействии на окружающую среду, способах подачи сигналов о помощи;
иметь представление о способах обеспечения защиты от перегрева и
переохлаждения, получения воды и продуктов питания, правилах поведения при встрече с
дикими животными;
28

иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении,
навыки судебных работников;
называть и характеризовать природные ситуации;
предлагать наиболее характерные риски для своего региона с учетом особенностей
климата, климатических условий, традиций ведения хозяйственной деятельности, отдыха
на природе;
раскрыть применение предупреждения безопасного поведения (предвидеть
опасность; по возможности избежать ее; при необходимости действовать) для
предупреждения возникновения ситуаций;
основные причины и признаки возникновения возникновения пожаров;
учитывать влияние поведения людей на риски возникновения пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и предотвращении
природных пожаров;
назвать и охарактеризовать природные природные ситуации, вызванные опасными
геологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, учета, смягчения последствий явлений
явлений, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при возникновении
стихийных бедствий, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
оценивать риски возникновения событий, вызванных опасными геологическими
явлениями и процессами, для своего региона, приводить риск-ориентированное
поведение;
назвать и характеризовать природные природные ситуации, вызванные опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, учета, смягчения последствий
возникновения явлений, вызванных опасными гидрологическими явлениями и
процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при возникновении
стихийных бедствий, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
оценивать риски возникновения событий, вызванных опасными гидрологическими
явлениями и процессами, для своего региона, приводить риск-ориентированное
поведение;
обозначить и характеризовать природные природные ситуации, вызванные
опасными метеорологическими явлениями и процессами;

29

раскрывать возможности прогнозирования, учета, смягчения последствий
возникновения явлений, вызванных опасными метеорологическими явлениями и
процессами;
знать правила безопасного поведения при возникновении аварийных ситуаций,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
оценить
риски
возникновения
ситуаций,
вызванных
опасными
метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона, привести пример рискориентированного поведения;
характеризовать источники экологических
человеческого фактора на риски их возникновения;
Характеризовать
независимость;

значение

угроз,

ориентированной

на

обосновывать

риск

влияние

ответственности

за

иметь навыки грамотности и разумного природопользования.

Модуль № 8. « Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи »:
объяснить смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между ними;
учитывать уровень биологических, социально-экономических, экологических,
психологических факторов здоровья;
понимать значение здорового образа жизни и его элементов для человека,
приводить примеры из собственного опыта;
характеризовать инфекционные заболевания,
распространения и передачи инфекционных заболеваний;

знать

основные

правила

иметь навыки соблюдения мер защиты;
понимать роль вакцинации в инфекционных заболеваниях, приводить пример;
понимать значение календаря профилактических
населения, роль вакцинации для общества в целом;

прививок

и

вакцинации

объяснить смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим обстоятельствам»;
иметь представление о возникновении аварийного биолого-социального характера,
действий при возникновении устойчивого биолого-социального характера (по типу
эпидемии);
приводить реализацию риск-ориентированной политики снижения безопасности
при условии установления биолого-социального характера;
30

охарактеризовать наиболее распространённые неинфекционные заболевания
(сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие), оценить основные
причины риска их возникновения и степени опасности;
охарактеризовать признаки угроз для здоровья и жизни (инсульт, сердечный
приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
понимать значение образа жизни в ведении и защиты от неинфекционных
заболеваний;
раскрывать значение диспансеризации при ранних формах неинфекционных
заболеваний, соблюдать порядок диспансеризации;
объяснить смысл понятий «психическое здоровье»
благополучие», охарактеризовать их влияние на жизнь человека;

и

«психологическое

знать основные критерии психического здоровья и психологического здоровья;
характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;
иметь представление об основных направлениях сохранения и укрепления
психического здоровья и психологического здоровья;
характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную и
физическую работоспособность, благополучие человека;
охарактеризовать роль раннего выявления заболеваний и создания благоприятных
условий для развития;
объяснить смысл понятия «инклюзивное обучение»;
иметь навыки, умение минимизировать влияние хронического стресса;
охарактеризовать
обращения за помощью;

признаки

психологического

неблагополучия

и

критерии

Знать правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации;
объяснить смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская помощь», их
расположение;
знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и действиях при
оказании первой помощи;
иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
иметь право на представление о действиях по оказанию первой помощи в
различных условиях (травмы глаз; «сложные» кладя; первая помощь с использованием
подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно).
31

Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:
объяснить смысл понятия «общение»; характеризовать роль общения в жизни
человека, приводить формы межличностного общения и общения в группе;
иметь навыки конструктивного общения;
объяснить смысл понятий «социальная группа», «малая группа», «большая
группа»;
характеризовать взаимодействие в группе;
учитывать влияние групповых норм и затрат на более комфортное и безопасное
взаимодействие в группе, приводить пример;
объяснить смысл понятия «конфликт»;
знать стадию развития конфликта, приводить примеры;
характеризовать факторы, способствующие и последствия развития конфликта;
иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
Узнать условия включения ресурсной части для разрешения конфликта;
иметь представление о способах предотвращения выбросов факторов риска;
раскрыть способы противодействия буллингу, проявлениям войны;
охарактеризовать способы психологического воздействия;
охарактеризовать особенности убедительной коммуникации;
объяснить смысл понятия «манипуляция»;
названные характеристики манипулятивного воздействия, приводящие примеры;
иметь представление о способах противодействия манипуляциям;
раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение, убеждение,
внушение, подражание и другие), приводить примеры;
иметь представления о деструктивных и псевдопсихологических технологиях и
способах противодействия.

Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
32

охарактеризовать цифровую среду, ее влияние на жизнь человека;
объяснить смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след», «персональные
данные»;
анализировать угрозу цифровой среды (цифровая зависимость, ограничение
программного обеспечения, сетевое мошенничество и травля, вовлечение в деструктивные
сообщества, запрещенный контент и другие), выявлять их характерные признаки;
иметь навыки безопасных действий по снижению рисков и защите от опасностей
цифровой среды;
объяснить смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное программное
обеспечение»;
характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски, которые
являются конкурентным программным обеспечением;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением людей в
цифровой среде;
характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация
близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением раскрытия; вовлечение в
деструктивную, противоправную деятельность), способы их воздействия и
противодействия им;
иметь навыки безопасного общения в цифровой среде;
объяснить смысл и взаимосвязь
«информационный пузырь», «фейк»;

понятий

«достоверность

информации»,

иметь представление о способах проверки достоверности,
информации, ее соответствия правовым и морально-этическим нормам;

легитимности

раскрыть правовые основы взаимодействия с цифровой экономикой, выработать
навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;
разъяснять права, обязанности и осуществлять ответственность граждан и
юридических лиц в информационном пространстве.

Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
охарактеризовать экстремизм и терроризм как достижение благополучия человека,
стабильности общества и государства;
объяснить смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм»
проанализировать варианты их проявления и возможные последствия;
33

и

«терроризм»;

характеризовать признаки алгоритмизации в экстремистской и террористической
деятельности, вырабатывать безопасные навыки действий при их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической деятельности;
знать уровни террористической опасности, обладать навыками безопасных
действий при их объявлении;
иметь представление о безопасности действий при угрозе (обнаружение бесхозных
вещей, подозрительных предметов и других) и в террористическом акте (подрыв
взрывного устройства, поездка на транспортных средствах, попадание в заложники и
другие), в рамках контртеррористической операции;
раскрыть правовые основы, структуру и задачи государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму;
разъяснять права, обязанности и обеспечивать ответственность граждан и
юридических лиц в области противодействия экстремизму и терроризму.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п
1
2

Название разделов и тем программы
Всего
Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства
Основы военной подготовки

4
12
2

4

Культурная безопасность жизнедеятельности в
современном обществе
Безопасность в быту

5

Безопасность на транспорте

5

6

Безопасность в общественных местах

5

3

Количество часов
Контрольные
Практически
работы
работы

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

11 КЛАСС

№
п/п
1
2
3
4
5

Название разделов и тем программы
Всего
Безопасность в природной среде
Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи
Безопасность в обществе
Безопасность в информационном пространстве
Основы противодействия экстремизму и
34

7
7
7
7
6

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

№
п/п

Название разделов и тем программы
Всего

терроризму
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

9

10

11
12
13
14
15
16

17

Тема урока

Взаимодействие личности, общества и государства в
целях национальной безопасности
Государственная и общественная безопасность
Роль личности, общества и государства в
предупреждении и ликвидации последствий ситуаций
Оборона страны как обязательное условие
благополучного развития страны
Строевые приемы и движение без оружия (строевая
подготовка)
Основные виды тактических действий войск
(тактическая подготовка)
Требования безопасности при атаке с оружием и
боеприпасами (огневая подготовка)
Виды, назначение и тактико-технические
характеристики современного стрелкового оружия
(огневая подготовка)
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) –
эффективное средство вооруженной борьбы (основы
технической подготовки и связи)
определение, общее устройство и тактико-технические
характеристики переносных радиостанций (основы
технической подготовки и связи)
Особенности местности и их применение в военном деле
(военная топография)
Фортификационное оборудование позиции отделения.
Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка)
Оружие массового поражения (радиационная,
химическая, биологическая защита)
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская
подготовка. Тактическая медицина)
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская
подготовка. Тактическая медицина)
Особенности проведения военной службы по призыву и
по контракту. Военно-учебные заведения и военноучебные центры (тактическая подготовка)
Современные представления о культурной безопасности
35

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

18 Состояние поведения на безопасность. Рискориентированный подход к обеспечению безопасности
на уровне личности, общества, государства
19 Источники опасности в быту

1

20 Профилактика и первая помощь при отравлениях

1

21 Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая
помощь при них
22 Пожарная безопасность в быту

1

23 Безопасное поведение в общем пользовании

1

24 Безопасное поведение в общем пользовании

1

25 Безопасность дорожного движения

1

26 Безопасность дорожного движения

1

27 Порядок действий при дорожно-транспортных
подразделениях
28 Безопасное поведение в разных видах транспорта

1

29 Безопасное поведение в разных видах транспорта

1

30 Безопасность в общественных местах. Опасности
социально-психологического характера
31 Опасность криминального поведения, меры защиты от
них
32 Опасность криминального поведения, меры защиты от
них
33 Действия при пожаре, обрушении сооружений, угрозе
или совершении террористического акта
34 Действия при пожаре, обрушении сооружений, угрозе
или совершении террористического акта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1

1

1
1
1
1
34

0

0

11 КЛАСС

№
п/п
1
2
3

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Безопасность в природной среде
1
Выживание в автономных условиях
1
Природные аварийные ситуации. Природные пожары
1
36

№
п/п

4

5

6

7
8
9
10
11

12
13

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Природные аварийные ситуации. Опасные
геологические явления и процессы: землетрясения,
извержения вулканов, оползни, сели, камнепады.
Природные аварийные ситуации. Опасные
гидрологические явления и процессы: наводнения,
паводки, поводья, цунами, сели, лавины.
Природные аварийные ситуации. Опасные
метеорологические явления и процессы: ливни,
градусы, морозы, жара.
Экологическая грамотность и разумное
природопользование
Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый
образ жизни
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в
борьбе с инфекционными заболеваниями
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в
борьбе с инфекционными заболеваниями
Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры
профилактики. Рольпансеризация для сохранения
здоровья
Психическое здоровье и психологическое
благополучие
Первая помощь пострадавшему

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1

14 Первая помощь пострадавшему

1

15 Общение в жизни человека. Межличностное общение,
общение в группе
16 Конфликты и способы их разрешения

1

17 Конфликты и способы их разрешения

1

18 Конструктивные и деструктивные методы
психологического воздействия.
19 Конструктивные и деструктивные методы
психологического воздействия.
20 Психологические механизмы воздействия на большие
группы людей
21 Психологические механизмы воздействия на большие
группы людей
22 Безопасность в цифровой среде
23 Опасности, связанные с использованием
программного обеспечения

1

37

1

1
1
1
1
1

№
п/п

Тема урока

24 Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой
среде
25 Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой
среде
26 Достоверность информации в цифровой среде

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1

27 Достоверность информации в цифровой среде

1

28 Защита прав в цифровом пространстве

1

29 Экстремизм и терроризм как угроза развития
общества
30 Экстремизм и терроризм как угроза развития
общества
31 Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористических актов
32 Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористических актов
33 Противодействие экстремизму и терроризму

1

34 Противодействие экстремизму и терроризму

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1
1
1
1

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 . Методические рекомендации по использованию учебников, включенных в
федеральный перечень, при реализации учебного предмета «Основы безопасности и
защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh .

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
38

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».